GRANDMASTER - изготовление лестниц, отделка помещений деревянным декором, продажа эксклюзивного деревянного декора
+7 (495) 226-99-62 +7 (916) 132-83-06
 
Погонаж
Изделия
Лестницы
Услуги
Галерея
 Главная  Вакансии  Вопросы и ответы   Контакты  

+7 (495) 226-99-62
+7 (916) 132-83-06
E-mail:info@gdde.ru
 

 Статьи
Стили архитектуры
Современные лестницы
Строим лестницы
Лестницы: особенности выбора
Изготовление лестниц
Конструкции винтовой лестницы
Складные и винтовые лестницы
Монтаж готовой лестницы
Криволинейные элементы лестниц
Лестница в интерьере
Обзор лестниц
Кессонный потолок
Резьба по дереву
Резьба по дереву ч.2
Кессонные потолки
Кессонные потолки ч.2
Кессонные потолки ч.3
Кессонные потолки ч.4
Кессонные потолки ч.5
Элементы стиля
Элементы стиля ч.2
Элементы стиля ч.3
Элементы стиля ч.4
Элементы стиля ч.5
Элементы стиля ч.6
Элементы стиля ч.7
Элементы стиля ч.8
Элементы стиля ч.9
Элементы стиля ч.10
Резьба по дереву Афанасьев-1
Резьба по дереву Афанасьев-2
Резьба по дереву Афанасьев-3
Резьба по дереву Афанасьев-4
Резьба по дереву Афанасьев-5
Резьба по дереву Афанасьев-6
Резьба по дереву Афанасьев-7
Резьба по дереву Афанасьев-8
Резьба по дереву Афанасьев-9

Яндекс цитирования
Rambler's Top100




Элементы стиля


Энциклопедия архитектурных деталей  /избранные главы/
главный редактор: Стефан Кэлоуэй (Stephen Calloway)

КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 1607-1780

Термин «Американский колониальный» имеет очень широкое значение, он относится к зданиям, построенным в течение почти двух веков, - от первого поселения 1607 г. до создания новой нации после революционных событий Войны за Независимость 1770-х и 80-х гг. Этот период удобно делить на два этапа: этап «фронтира» или первых поселений, и георгианский (классический, палла-дианский) этапы. Переход от одного этапа к другому происходил примерно в 1720-30 гг., в период, который характеризовался расцветом потребительского общества.
Основные формы американской архитектуры были заимствованы в континентальной Европе, Англии и Африке. Однако, как показывают факты, уникальные американские стили появились почти сразу же после начала заселения материка переселенцами и стали более явными к середине 18-го столетия. Различия между колониями, проявлявшиеся в климате, социальных и экономических структурах, и смешение культур создали, скорее, не общую архитектурную смесь, а мозаику региональных стилей.
Первым переселенцам досталось в Новом Свете огромное богатство - леса и земли. Но при переселении нужно было как можно быстрее строить хотя бы элементарное жилье, поэтому качество строительства было скромным. Самые ранние поселения включали крытые землянки, хижины, окруженные частоколом, вигвамы или форты с гарнизоном, окружающие фахверковые дома с соломенной крышей. Освоившись, колонисты начали строить более солидные жилые сооружения. Некоторые из самых ранних помещичьих домов ("manor houses") были практически лишены стиля; они могли быть однокомнатным сооружением, обшитым досками, имеющим дымоход на торце со щипцом, единственной обшитой планками дверью и одним закрытым ставнями окном на главном фасаде. Эти дома были построены с мастерством, придававшим им облик и солидность, характерные для американских народных домов.
Все дома, кроме самых великолепных зданий колониального периода, были деревянными, так как дерево было более доступным, более дешевым материалом, и из него было быстрее строить, чем из кирпича или камня. Применение кирпича вообще ограничивалось фундаментами и дымоходами. Вообще каменная или кирпичная кладка применялась более широко в южных колониях, чем в штатах Новой Англии. Переселенцы использовали свои национальные фахверковые конструкции и декоративные особенности, широко применявшиеся в их родных деревнях. Но уже за несколько первых десятилетий колонизации они прибавили и новые черты, более подходящие для суровой погоды: пиленые обшивочные доски или оструганные, тесаные. Обшивочные доски заполняли деревянный каркас, а гонт заменил солому на крышах. Считается, что бревенчатые дома обязаны своим появлением в начале 18-го века иммигрантам из Швеции. Большинство колонистов, не только бедняки, жили в домах с одной комнатой, это могли быть и лачуги, и хорошо построенные красивые дома. Более крупных домов было меньше, но они были убедительными символами престижа и поэтому оказывали большое влияние на другие дома. Именно эти исключительно хорошо построенные дома сохранились до сих пор, хотя их часто перестраивали и расширяли.
С самого начала существовали заметные региональные различия. В южных колониях типичный дом имел главный первый этаж и чердак с одним помещением. Он имел щипец с крутыми скатами, иногда со слуховыми окнами, и кирпичные трубы на одном или обоих торцах. Большинство домов было грубыми деревянными строениями, но здания лучшего качества были большего размера и могли быть кирпичными с интерьерами, облицованными панелями. Наиболее распространенным типом многокомнатного дома был дом с холлом и гостиной. Такие дома имели одну комнату, и их парадная дверь открывалась непосредственно в холл. Это была главная комната дома. Налево, отделенная перегородкой, была гостиная, более интимная комната. Лестница располагалась в задней части дома.
Большинство домов Новой Англии этого периода заметно отличаются от домов на юге. Они обычно похожи на английские средневековые здания со стоечно-балочной конструкцией. Позднее, в том же 17-м столетии стали более распространенными солидные дома, которые приобрели характерные тюдоровские и елизаветинские черты, например, выступающие свесы крыши с подвесками и массивными центральными трубами. В это время появился тип дома, называвшийся «солтбокс», его прототипом был дом с пристройкой позади него, перекрытый крутой покатой крышей. Окна были небольшими и малочисленными, потолки низкими. Декор интерьера включает скошенные потолочные балки и стропила, точеные или выпиленные балясины на лестницах, филенчатые двери и стены, обшитые панелями. Этот тип дома продолжал строиться в Новой Англии в течение всего 18-го столетия. План с двумя комнатами отличается от планировки на Юге. В небольшой прихожей находилась лестница, которая вела на верхний этаж с единственным помещением. Центральный дымоход и гостиная располагались вдали от зала.
Немецкие и голландские колонисты обычно строили каменные или фахверковые дома с планом, состоящим из трех комнат - кухня, холл и комнаты на первом этаже. Фасад имел четыре пролета и дверь, расположенную не в центре, которая открывалась непосредственно в кухню.
Появление симметричного георгианского фасада, обычно расположенного перед четырехкомнатным планом с центральной лестницей, было революционным. Его начали применять во второй четверти 18-го века богатые торговцы и плантаторы, которые имели возможность пользоваться английскими каталогами образцов, составленными Джеймсом Гиббсом, Уильямом Салмоном и другими, и часто были непосредственно знакомы с английской архитектурой. Самые ранние георгианские дома, особенно на Юге, были большими особняками, педантично подражавшие опубликованным образцам. В 18-м столетии в колониях было мало архитекторов, и большинство домов проектировались строителями с учетом мнения заказчика. Эти более значительные дома быстро оказали влияние на стиль жилья меньших размеров. Большой средний класс торговцев, ремесленников и иоменов-фермеров создали спрос на хорошо построенные и имеющие определённый стиль дома. Строители, возводившие особняки, также строили более скромные виллы. Они имели полную свободу при строительстве этих домов и приспосабливали модные формы к традиционным методам и материалам, создавая таким образом явно американские здания. Существующие дома перестраивались и получали георгианские фасады или интерьеры. В конечном счете, этот стиль повлиял на дома почти всех районов, этнических групп и классов.

Двери

Двери в американских домах с 17-го столетия обычно массивные решетчатые: такие двери делаются из вертикальных досок, к которым сзади прибиваются две или больше горизонтальных досок. Немецкие и голландские колонисты использовали доски, соединенные ласточкиным хвостом. Двери украшались резными узорами на вертикальных досках, снятием фасок с горизонтальных досок или покраской с помощью губки. Наличники простые, как и элементы деревянных конструкций дома, обычно скошенные. Фурнитура дверей обычно простая и массивная, выполненная из кованого железа или дерева. Решетчатые двери продолжали использоваться в течение всего колониального периода и даже после него в небольших домах и во второстепенных комнатах. Филенчатые двери начали появляться в лучших зданиях
к концу 17-го столетия. Обычно дверь имеет две не очень сильно выступающие филенки. Сильно профилированные двери - достижение начала 18-го столетия, но только в 1730-х годах с появлением георгианского стиля двери достигли расцвета. В это время все более и более обычной становилась дверь с выпуклыми филенками, а под влиянием ремесленников-иммигрантов и привезенных из-за границы каталогов архитектурных образцов получили распространение классические наличники. В большинстве случаев образцы применялись свободно; поэтому появилось много региональных вариантов. Дома на плантациях Юга имеют самые строгие решения. Классические входы были популярны по всей стране, и их часто пристраивали к старым домам. Фурнитура дверей стала более усовершенствованной.

Окна

Первые американские окна были небольшого размера, их было немного, и обычно они размещались асимметрично. Многие из самых ранних домов вообще не имели никаких окон, но у большинства были небольшие отверстия, которые закрывались промасленной бумагой или деревянными ставнями. Самые ранние большие дома имеют небольшие створные окна со свинцовыми переплетами, иногда образующие сложные узоры, или не открывающиеся окна с полукруглым верхом. Конструктивные деревянные элементы образуют каркас, они могут иметь фаски и декоративные ограничители.
Подъемные окна появились в начале 18-го столетия, но только в 1730-х годах широко стали применяться настоящие подъемные окна с противовесом и с деревянными рамами, и то только в лучших зданиях.
Позднее, в том же 18-м веке их стали лучше отделывать. В это же время появились слуховые окна с плоской, двускатной или вальмовой крышей. Окна теперь размещались симметрично, их было много: теперь они самый характерный элемент георгианской архитектуры. В георгианский период также стали применять палладиево (венецианское) окно, обычно помещая его в центре фасада над парадной дверью.
Внутри окна обычно обрамлялись килевидным профилем на задней полосе с фасками. Ко второй половине 18-го века горбыльки оконного переплета стали более тонкими, а оконные стекла большего размера. Стекла обычно устанавливались "шесть над шестью", "девять над девятью" или "двенадцать над двенадцатью". Оконные ставни применялись все чаще и чаще.


Стены

В начале этого периода стены в лучших домах обычно штукатурились, за исключением стен камина, которые часто обшивались деревянными досками. Во многих домах меньшего размера и некоторых солидных домах конструкции не покрывались штукатуркой, особенно на верхних этажах. Стены обычно не имели плинтусов или профилей карниза, хотя широкая поверхность штукатурки могла быть прервана столбом, поддерживающим потолочную балку.
Художественное оформление стало более сложным в 18-м столетии. Появление потолков из дранки и штукатурки совпало с появлением карнизов и плинтусов. В начале 18-го столетия появились специальные стеновые панели или профили, идущие вокруг комнаты и защищающие поверхность стены от повреждения придвигаемыми стульями. В некоторых случаях цоколь был обшит панелями, а в богато отделанных помещениях самых изысканных домов стены могли быть обшиты панелями с пола до потолка. Вообще, чем более парадной была комната, тем более богатой была обшивка панелями.
С ранних времен краской покрывали все стены, кроме стен, обшитых панелями из самого лучшего дерева. Палитра включала тона естественных пигментов: желтые, миндальные, красные и коричневые, очень яркие синие, зеленые и желтые. Стены обычно покрывались плоским слоем краски одного цвета, хотя была распространена и отделка поддерево и мрамор. Абстрактные узоры и стенная живопись были редки до 19-го столетия. Обои использовались в некоторых американских домах 18-го века, особенно часто применялись обои с ручной набивкой рисунка по шаблонам (block-printed) и обои с ворсистым рисунком.

Потолки

Вподражание уже существующим домам в Британии и континентальной Европе первые дома в Америке имеют очень низкие потолки с неоштукатуренными стропилами и главными балками. В простых домах стропила и балки имеют следы грубой обработки теслом или пилой или даже неоструганные балки с остатками коры. Такие потолки можно увидеть также на верхних этажах домов и более хорошего качества. В более дорогих домах каркас оструган и обтесан. Дальнейшее усовершенствование заключалось в снятии фасок со стропил и балок и завершении фасок декоративным острым ребром. Последним штрихом был простой оструганный профиль карниза. Потолок мог быть необработанным, побелен или покрыт декоративной росписью, хотя сохранилось мало свидетельств последнего.
Позднее в 17-м и начале 18-го столетий более популярными в новых домах стали оштукатуренные потолки, а в старых домах начали закрывать (штукатурить) многие ранее ничем не прикрытые потолки. Обычно к стропилам просто прибивали планки и штукатурили, благодаря чему получалась слегка волнистая поверхность. Стык потолка и стены мог быть закрыт гладко строганным или покрытым резьбой профилем карниза. Позднее, в 18-м столетии оштукатуренный потолок покрывался изящной лепниной. Совершенно другая германская традиция наблюдается в потолках богато украшенных лепниной в стиле барокко.


Полы

Большинство полов в домах, построенных в Колониальном стиле, выложены из широких гладких сосновых досок с мелкозернистой структурой, не окрашены и не покрыты лаком. Небольшое, но существенное различие в качестве включает ширину, случайную или зависящую от других параметров, видимые или скрытые гвозди, степень отделки и способ соединения краев. Стыковка прямых краев - наименее дорогой способ, но он оставляет щели. Лучшими способами являются соединение в полдерева, шпунтовое или шлицевое (при котором доски с желобками соединяются полоской дерева). Во многих первых домах полы представляли собой утрамбованную землю, украшенную выцарапанным узором или покрытую соломой. В погребах обычно применяли кирпичные полы. Позднее, в том же 18-м столетии, полы иногда окрашивали подражая каменным. Настоящие каменные полы встречались редко, но их можно увидеть на крыльцах, защищенных крышей или в холлах, где камни обычно укладывались по диагонали, образуя шахматный узор.
Наиболее распространенной формой покрытия пола была окрашенная ткань для пола. В то время типичным полом был пол, покрашенный под мрамор, с ромбовидным узором, но существовали и более сложные формы. Их обычно можно было встретить в центральном зале, столовой или гостиной домов в георгианском стиле. Недорогие тряпичные коврики также были типичны и иногда использовались в лучших домах. Иногда пол устилался циновками. Ковры встречались редко: применение дорогих тканых ковров или ковров ручной работы европейского или восточного происхождения ограничивалось самыми богатыми домами в начале 18-го столетия, но стали намного чаще встречаться после Войны за независимость.


Камины

Самые простые, самые первые камины представляли собой деревянные рамы с заполнением из глины или штукатурки. Их устраивали в домах рабов до самой Войны за независимость. В самых ранних солидных домах были большие открытые кирпичные очаги в главном жилом помещении, иногда с хлебной печкой сзади. Такие камины были грязными и неэффективными. Художественное оформление было ограничено профилированной перемычкой или грубым обрамлением и узорами, выложенными в кирпичной кладке. К концу 17-го столетия получили распространение обрамления с массивными галтелями. Стенка камина была главной декоративной чертой в холлах, гостиных, столовых и комнатах более богатых домов. Облицованные панелями шкафы, чуланы или двери, ведущие на лестницу, группировались вокруг очага.
В течение 18-го столетия проем камина стал меньше, и схема воздухопровода была усовершенствована. Обрамление стало более сложным, на него оказали влияние классические мотивы из британских каталогов образцов. Самые экстравагантные камины украшались пилястрами или профилями, увенчанными резными изображениями фруктов, цветов, сцен из басен Эзопа или классическими сюжетами. Полосы из кирпича или изразцов завершают ансамбль. Над камином вместо резного украшения могли висеть картина или эстамп, на самой центральной панели мог быть написан пейзаж. В очаге была железная подставка для дров. Эти подставки обычно привозили из-за границы, хотя отдельные образцы изготовлялись в колониях. В этот период решетки встречались редко, а печи еще реже.


Лестницы

Самые ранние лестницы были примитивными. Это были приставные лестницы или открытые ступени, ведущие на чердак в одноэтажных домах. Некоторые дома 17-го века в Новой Англии имеют лестницу с проступенями и перилами и профилированную лестницу, ведущую от входной двери к прихожей, в то время как в штате Виргиния чаще встречаются точеные балюстрады. Обычная лестница в Колониальном стиле представляла собой «боксвайндер», т.е. лестницу, встроенную в стену рядом с дымоходом и закрытую дверью. Часто симметрично ей с другой стороны очага находилась дверь шкафа или кладовой. Такая планировка типична для небольших, но хорошего качества домов 18-го и большой части 19-го столетий. Такие лестницы часто использовались как черные лестницы в крыльях с подсобными помещениями богатых георгианских домов. Перила часто прикреплялись к наружной стене.
В домах, спроектированных в классическом стиле, лестница должна была смотреться, как экспонат выставки. В лестницах центральных холлов подступени и проступи обычно не были ничем закрыты с боковых сторон, и их профиль был виден, так как не был закрыт косоуром (тетивой), проступи поддерживали балюстраду; такие лестницы могли иметь лепные, точеные или резные декоративные детали. Столбы лестницы в конце лестничного марша и перила представляют собой вершину токарного искусства. Некоторые балюстрады имеют повторяющийся узор, состоящий из трех по-разному обточенных балясин), типичных для раннего георгианского стиля. Боковые стороны лестниц украшаются резными концами ступенек и деревянной обшивкой. Консольные и распашные лестницы встречаются редко: открытые круглые встречаются только в домах, построенных после Войны за независимость.


Встроенная мебель

Встроенная мебель в доме, построенном в Колониальном стиле, была признаком достатка и стабильности. Первые колонисты, а позже и пионеры, заселявшие Запад, имели хорошую мебель, которую можно было передвигать и перевозить. Когда люди прочно обосновывались на одном месте, встроенная мебель улучшалась. Шкафы были самым распространенным предметом мебели. Немногие сохранившиеся примеры начала 17-го столетия обычно имели позади филенчатых дверец небольшие полки, встроенные в стену с камином, хотя некоторые дома имели стены с более сложными полками для посуды или висячие шкафчики. Ко второй четверти 18-го столетия встроенные шкафы стали важной характерной чертой американской архитектуры. Большинство шкафов разделялись на верхнюю часть, где выставляли на обозрение парадную посуду, и нижнюю, менее заметную, для повседневной посуды. Наиболее типичными являются ниши с полками за филенчатыми или остекленными дверцами, над камином или около него. Угловые или настенные шкафы более сложные. Здесь выставляли оловянную посуду, керамику и серебро, выгодно подчёркнутые самыми богатыми архитектурными деталями дома. Полки были отделаны фестонами, и иногда ниша имела завершение в виде раковины.
Кровати, встроенные в стену, характерны для домов немецких и голландских колонистов, как и встроенные скамьи, обычно стоявшие на верандах. Большинство кухонь в Колониальном стиле не имели встроенной мебели, но некоторые были оборудованы кухонными шкафами для посуды, стеллажами, шкафами и иногда рабочими поверхностями.


Изделия из дерева

Наиболее обычным строительным материалом в Колониальный период было дерево, и его качества сыграли важную роль в формировании раннего колониального стиля. В то время как заполнение фахверка кирпичной кладкой или его глинобитное заполнение оставляли в Англии деревянные каркасы открытыми, американские дома обшивались деревом, и вместо соломенных крыш имели крыши, крытые гонтом. Даже кирпичные и каменные дома имели деревянные кровли, крылечки, оконные и дверные рамы и заборы. В георгианский период трудно было понять, что строительным материалом было дерево. Деревянную обшивку отделывали под кладку из тесаного камня.
Американские ремесленники приспосабливали к дереву проекты кирпичных и каменных домов и деталей, опубликованные в европейских каталогах образцов. Во многих случаях результат был менее рельефным, но более нарядный. Ремесленники использовали идеи, заимствованные из проектов мебели; их не сдерживали жесткие правила гильдий их родных стран. Они могли заниматься больше, чем одним ремеслом. Таким образом, в ранней американской архитектурной работе по дереву использовались навыки токарей по дереву, краснодеревщиков, резчиков и столяров. В начале 18-го столетия профессии стали более специализированными.
Возможно, самыми редкими сохранившимися деревянными изделиями являются заборы. Штакетники и декоративные ограды сада были важным элементом колониального ландшафта. Чем менее функционален был забор, тем более сложный узор он имел. Подобно дверям на фасадах, ворота были наиболее декоративной частью ограды.


ПОЗДНЕГЕОРГИАНСКАЯ ЭПОХА 1765- 1811

136 рии или «классы» домов в диапазоне от первого до четвертого. Эти классы определялись вычислениями, учитывающими как стоимость, так и объем недвижимой собственности. Среди других требований к конструкциям Указ ввел пересмотренные правила пожарной безопасности, касающиеся подъемных окон. Согласно старому закону в 1709 г. они должны были отступать от линии застройки на 4 дюйма (10 см); теперь их нужно было заглублять в толщу стены. Это означало, что только узкая полоска деревянной рамы была видна с улицы, требование, которое удачно совпадало с преобладающим вкусом того времени к изящным линиям.
Одновременно с развитием городских блокированных домов позднее в 18-м столетии наблюдалось строительство большого количества небольших пригородных домов. Застройщики воспользовались тем, что земля была менее дорогой, чем в городе, и возводили дома на участках большего размера. Они позаимствовали некоторые черты у вилл в палладианском стиле 1750-х годов, которые были скромными загородными дворянскими домами без портиков или подвалов. Многие из более поздних вилл представляли собой простые классические коробки, которые, хотя и в миниатюре, подражали симметричным фасадам помещичьих домов. Другие дома строились как спаренные, их обычно объединяли простым прикрепленным украшением, чтобы они воспринимались как одно жилище. Однако неоготический стиль с окнами и дверями с килевидным арочным завершением или "готическим" ажурным узором, вставленным в обычные окна с закругленным завершением, также считался подходящим для деревенского окружения. В конце столетия мода на живописность в архитектуре привела к появлению асимметричных планов вилл с небольшими домами, выставляющими напоказ "тосканские" башни и свесы крыш, напоминающие о павильонах «каприз» и башнях на картинах Клода Лоррена. Наступила пора другой моды и причуд, например, пристрастий к египетским мотивам, которые коснулись даже коммерческого строительства на рубеже века.
Кирпич остался основным строительным материалом. В Лондоне серый кирпич (stock brick), потемневший от дыма сжигаемого битумного угля, покрыл город грязной патиной. Самые богатые дома могли быть отделаны камнем. В Бате местный мягкий камень был универсальной облицовкой фасадов, возведенных из бутового камня, хотя тесаные камни имели свойство крошиться. И наоборот, твердый камень, используемый в Эдинбурге, был конструкционным и тщательно обтёсанным.
Известковые растворы использовались в качестве отделки, начиная со времени Иниго Джонса, и были известны как стукко (название произошло от итальянского термина, означающего штукатурку). Патентованный "романцемент" появился в 1796 г. Оба материала использовались как имитация камня и видоизменили облик архитектурных сооружений в последние тридцать лет 18-го столетия. Эти материалы накладывались поверх кирпича, и благодаря подчеркнутым горизонтальным и вертикальным линиям казалось, что дом построен из блоков тесаного камня. Затем стукко окрашивали в теплый желтоватый тон в подражание камням из Бата. В домах покрывали стукко только фасадную сторону подвала и первого этажа или же весь дом полностью; последний вариант особенно часто встречается в грандиозных ансамблях, начиная с конца этого периода. Террасы Джона Нэша в Рид-жентс-Парке, Лондон (1811-28 гг.), являются вершиной этого стиля. Ценным новым материалом явился «камень коад», искусственный камень, состоящий из терракотто-подобного материала, но белого цвета. Его можно было отливать, и поэтому создать впечатление резного украшения могли позволить средства обычного строителя. Огромное разнообразие деталей, выполняемых из «коада», продавалось на рынке. Но самые важные литые изделия - замковые камни с лицами, выполненными в горельефе. Они украсили много фасадов в период между примерно 1775 г. и 1810 г.
В этот период сыграли свою роль и другие новинки. Колосниковая решетка в камине для приготовления пищи появилась в 1750-х годах и заменила менее эффективную, более грязную колосниковую решетку-корзину, и усовершенствованные масляные лампы появились в домах богатых: таким образом, к 1800 г. обычный дом стал теплее и чище и лучше освещены. Все области проектирования подпали под влияние Роберта Адама и его компаньонов, и даже эти колосниковые решетки и светильники отражают господствующий классический стиль эпохи.


Двери

Вконце 18-го столетия основные деревянные конструкции дверей в георгианском стиле изменились очень мало, но на детали оказал влияние господствующий неоклассический стиль.
Коробка парадной двери изменилась благодаря устройству веерообразного окна. В начале периода веерообразные окна над дверью обычно были простыми и прямоугольными, но все более модным становилась полукруглая или сегментная разновидность, которая особенно хорошо подходит к филигранному оформлению. Веерообразные окна изготовлялись из дерева или для более значительных домов из кованого металла. В конце века обычным стал ажурный узор из литого металла. Обрамление из камня "коад" гармонирует с изящным изгибом веерообразного окна над более поздними дверьми. Однако другие поздние дверные коробки, входы и портики имеют угловатую, греческую простоту.
Типичные парадные двери и внутренние двери по-прежнему состояли из шести филенок. Дверь скромного дома изготовлялась из хвойных досок (еловых или сосновых) и имела простые выступающие филенки; парадные двери богатых домов могли быть дубовыми. Все двери были покрашены в черный, а иногда в темно-зеленый цвет. К концу столетия иногда встречающаяся яркая синяя дверь оживляла скучный городской пейзаж
Большинство внутренних дверей выполнены из окрашенных хвойных досок, но лучшие - из красного дерева, с полированными филенками, обрамленными украшенными резьбой ребрами или небольшими валиками с «бусинами». Также используется инкрустация необычными породами дерева, например, черным деревом, падубом и вишней. Мода на крашеные помпейские и этрусские декоративные детали в дверных филенках существует с 1770-х годов.


Окна

В1774 г. было принято новое законодательство, касающееся пожарной безопасности. Согласно ему оконные рамы должны врезаться в стену. Это отвлекало взгляд от рамы и привлекало внимание к размерам горбыльков окна, которые к концу столетия становились все более и более тонкими. Рустованные и простые обрамления из камня "коад", встречавшиеся после 1780-х годов, вернули вес раме.
В 1770-х годах фасады стали более изящными, а окна более высокими, в результате окна на верхних этажах могли быть почти такого же размера, как и на первом этаже. Учебники по строительству рекомендовали рассчитывать всю площадь окна в комнате, равной квадратному корню из произведения длины на ширину и высоту комнаты.
Подоконники гостиной на втором этаже часто были очень низкими, даже находились на уровне пола, окна открывались на французский балкон или портфнетр, или на балкон, идущий вдоль всех окон. Чтобы легче было попасть в комнату, в 1780-х и 1790-х годах подъемные окна были заменены «французскими» окнами (стеклянными двустворчатыми дверьми).
Различные варианты обычных подъемных окон появились в конце столетия. Стали популярными оконные проемы с закругленным верхом, и их оконные коробки были или прямоугольными, или завершались арками. Если коробка прямоугольная, то ее верхняя часть будет скрыта между наружной и внутренней каменной или кирпичной кладкой, а очертания центрального стекла будут следовать изгибу арки. Готические окна оставались популярными, они могли быть увенчаны килевидными арками или быть килевидными.


Стены

Наиболее фешенебельные дома 1760-х годов имели облицованный панелями цоколь с драпировками из ткани, натянутыми на планки между рейками, защищающими стену от спинок стульев, и карнизом. Бархат и шелк были наиболее роскошными и дорогами материалами; очень популярна была шерстяная дамастная ткань. В скромных домах стены штукатурили или закрывали над цоколем хлопчатобумажной драпировкой. Деревянную обшивку цоколя применяли после 1760 г. все меньше и меньше. Ее заменяли штукатуркой, обычно окрашивая в тусклый белый цвет или отделывая под камень или под мрамор, используя более яркий или более глубокий цвет для большего великолепия (это помогало скрыть нестойкий характер красителей). Рейку для защиты стены от спинки стульев продолжали делать из дерева. Обои стали шире использовать в 1770-х гг., и обои с набивным ворсистым рисунком вытеснили ткани, став вместо них модной отделкой стены. Их или приклеивали непосредственно на стену, или они свисали с планок; последний способ позволял, если необходимо, снимать дорогие обои. Бумагой обычно оклеивали перед окраской все стены, кроме стен прихожей, которые окрашивали по штукатурке. Популярными цветами были цвета зеленого горошка, бирюзовый, глубокий розовый и китайский желтый. Сверху, если требовалась первоклассная отделка, покрывали лаком.
Отделка с использованием стукко по штукатурке оживляла самое великолепное декоративное оформление. Декоративные мотивы, например, листья аканта, побеги жимолости, гирлянды из цветов и ленточки использовались на карнизе и обрамляли лепные медальоны.


Потолки

Скромные здания имели простые оштукатуренные потолки в течение всего 18-го столетия только с самым наипростейшим карнизом. В домах на одну ступеньку выше в социальной шкале карниз мог иметь простые сухарики (ряд «зубчиков») или пояс ионик и стрел и почти ничего больше.
Тяжеловесные кессоны и крупные украшения в паллади-анском вкусе вышли из моды в 1760-х годах и были заменены уравновешенной неоклассической лепниной, любимой Робертом Адамом. Адам разделил потолок на сегменты и панели, размещенные вокруг орнамента на его середине. Более скромные потолки имели профилированные прямоугольные или круглые рамы.
Холлы и лестничные колодцы солидных домов могли иметь цилиндрический свод или свод, выложенный из клиньев, украшенный классическими деталями. Плоский купол на парусах (вогнутых треугольных угловых сводах, которые поддерживают купол над квадратной комнатой) -отличительный признак архитектора сэра Джона Соуна и в то же время основной признак стиля греческого Ренессанса, который стал модным в конце 18-го столетия.
Рисунки, орнаменты обычно писали на холсте или бумаге и прикрепляли к потолку. Роберт Адам нанимал художников, например, Биаджио Ребекка (Biagio Rebecca) и Анжелику Кауфманн (Angelica Kaufmann), которые писали главным образом мифологические сцены как вставки для потолка. Обрамляющая их лепнина окрашивалась в нежные цвета: цвет зелёного горошка с розовым и лиловый с серым были характерны для 1770-х и 80-х годов.


Камины

Самое простое обрамление камина - простая деревянная рама, состоящая из двух стоек и одной балки: в этот период эта конструкция образовывала основание почти для всех видов верхней части каминов и способствовала строго линейному оформлению. Камины делались из мрамора, камня или дерева, и их украшение медальонами и классическими мотивами - одна из наиболее характерных особенностей позднего георгианского архитектурного декора. Все это говорит о большом влиянии Роберта и Джеймса Адамов, главных приверженцев такого классического стиля. Прекрасные каменные камины часто украшаются инкрустациями из различных видов мрамора, и самые роскошные обычно имеют зеркала как украшение над камином. В последней части 18-го столетия обрамления стали строго классическими, как можно увидеть в геомет-
рических линиях работ сэра Джона Соуна в стиле греческого Возрождения.
Чугунная колосниковая решетка усовершенствовалась, начиная с 1750-х годов. Она была в небольших домах и являлась характерной чертой в более простых комнатах особняков. Но при отоплении углем колосниковая решетка все еще была неэффективной, главным образом из-за размера дымохода. Сэр Бенджамин Томпсон (Benjamin Thompson), граф фон Рамфорд (Rumford) в конце 1790-х годов разработал усовершенствованную колосниковую решетку с наклонными сторонами и узким воздухопроводом. В целом она была лучше, давая намного больше тепла при меньшем количестве дыма. Самые роскошные комнаты имеют колосниковую решетку или каминную решетку на ножках, спроектированную архитектором.


Лестницы

В этот период план обычного городского дома позволял произвести только очень небольшие изменения в местоположении или структуре лестницы. Наибольшие перемены были в форме балясин и стоек в конце марша лестницы. Дерево по-прежнему продолжало оставаться основным материалом, и почти у всех лестниц теперь ступени не были закрыты сбоку диагонально положенной балкой и были видны, образуя скорее ступенчатый профиль, чем прямой. Витые балясины более раннего георгианского периода выходят из моды после 1760 г. и заменяются простыми сужающимися стойками, точеными для круглого профиля и строганными для квадратного профиля. Поручень стал более плоским и заканчивался гладким точеный кругом из дерева, увенчивающим простую стойку марша лестницы. Концы ступеней стали скромнее, и их единственным украшением часто является простое закругление.
Большинство лестниц было из ели или сосны, покрашенных в тусклый серовато-коричневый или зеленовато-коричневый цвета; самые роскошные лестницы были из полированного дуба.
Чугунная балюстрада приобретает все большее значение, потому что в середине столетия техника литья улучшилась. В большинстве встречаются акантовые листья, венки и меандр. Каменные лестницы можно увидеть только в роскошных городских домах. И Уильям Чэмберс, и Роберт Адам проектировали великолепные лестницы, которые возвышаются единственным консольным маршем от вестибюля до площадки посередине пролета лестницы, затем делятся на два марша, идущие в разных направлениях.
Во многих новых городских домах устраивались ступеньки, ведущие с улицы к двери в подвал, обеспечивая удобный доступ для торговцев и прислуги.


Встроенная мебель

Встроенная мебель стала более сложной в поздний геор-гианский период, соответствуя неоклассическому сти-лю уравновешенностью и единообразием. Встроенные шкафы следовали линиям апсидальных комнат и овальных вестибюлей. Такие шкафы, застекленные сверху и облицован-ные панелями снизу, использовались для выставления напоказ фарфора, серебра и стекла. Мебель столовой могла включать встроенный буфет или сервировочный стол, выполненный так, чтобы его можно было поместить в нишу. Они обычно располагались в одном конце комнаты, рядом со служебной дверью. Ведёрко со льдом для охлаждения шампанского и других напитков, стоявшее под столом или буфетом, оформлялось соответствующим образом и ПОЭТОМУ рассматривалось как часть архитектуры. Библиотеки отличаются умеренным великолепием.
Книжные шкафы заглублены в ниши с карнизами заподлицо со стеной или гордо выступают вперед перед стенами, заимствуя мотивы у карниза. Мебель столовой и библиотеки, вероятно, делалась из высококачественного дерева, например, красного дерева, которое полировали. В других парадных комнатах встроенная мебель могла быть окрашена в тусклые серые цвета или цвета, напоминающие камень. В некоторых очень богатых, фешенебельных прихожих стояли пристенные столики, сделанные из дерева или камня.
Встроенная мебель использовалась также в помещениях для прислуги и в скромных домах. Простые горки и встроенные стеллажи были широко распространены, как и кухонные буфеты и столы с полками для посуды. Они всегда были покрашенными; популярны были темно-зеленый или серовато-зелёный и жёлто-коричневый цвета.


ПЕРИОД РЕГЕНТСТВА И НАЧАЛО 19 ВЕКА 1811-1837

Двери

Парадная дверь по-прежнему является главным украшением фасада английского городского дома, но все декоративные элементы сосредоточены вокруг дверного проёма, обозначенного аркой из кирпича или стук-ко. Детально продуманные в архитектурном отношении дверные коробки производят впечатление простоты. По бокам двери располагаются пилястры или стилизованные консоли. Невысокое крыльцо, вышедшее из моды в середине 18 века, возвращается. Оно опирается на витые консоли, а архитрав часто имеет классические детали. Не меньшей популярностью пользовалось и более фундаментальное крыльцо с медной или свинцовой крышей в форме пагоды. Фрамуги уже не так экстравагантны, как в конце 18 века. Сами же двери, напротив, становятся богаче и изощрённее, с профилем в виде ряда валиков, подчёркивающим геометричность филёнок. Двери украшались гвоздями с большой шляпкой - имитацией древнегреческого и римского стилей. Большинство дверей окрашивали в чёрный цвет или цвет старой бронзы.
Внутренние двери состояли из четырёх или шести филёнок с небольшими багетами. Кромка была широкая и плоская. В домах знати дверные коробки иногда имели навершие в новогреческой манере или с элементами одного из «причудливых» стилей того времени: готического, китайского или египетского. Отличительной чертой обычных домов были высокие двойные двери. Они разделяли переднюю и заднюю гостиные на первом и втором этажах.


Окна

Английские архитекторы периода Регентства при расположении окон в здании продолжали опираться на распространённые в 18 веке представления о единообразии и упорядоченности. Наибольшей вычурности пропорции достигли на рубеже веков, но к 1830 году они постепенно приблизились к классическим, хотя сильно вытянутые окна гостиных на втором этаже остались главной особенностью домов того времени. Склонность к изящным очертаниям нашла отражение также в уменьшении оконных переплётов. Они стали тонкими, как никогда прежде, и отличались чёткими и зачастую сложными контурами. Приблизительно с 1815 года общепринятое застекление подъёмных или створных окон квадратными стёклами часто варьировалось дополнением узких кромок - «боковых оконцев». Как правило, они были из красного или другого цветного стекла.
Новые понятия об очаровании и изяществе привели к повсеместному использованию французских окон от пола до потолка, ведущих в цветущий уголок позади городского дома или сельского особняка. Дома, из которых открывался прекрасный вид, зачастую имели очень сложные эркеры (окна с выступом) с деревянной или металлической верандой.
Оконные ставни широко использовались на всём протяжении рассматриваемого периода. Альбомы того времени иллюстрируют огромное количество остроумных приспособлений. Поднимающиеся или скользящие панели оставались редкостью, в основном использовались стандартные откидные ставни многостворчатого типа, убиравшиеся в скрытые или наклонные ящики. Такой тип просуществовал до конца 40-х годов 19 века, когда ставни начали выходить из употребления.


Стены

В период Регентства британские архитекторы и строители принадлежали к поколению, которое всё ещё беспрекословно подчинялось правилам архитектуры. Согласно последним стена подразделялась на карниз, поле и цоколь. Этот свод правил пропорции ведёт своё начало от пяти классических ордеров.
В каждом доме обязательно имелись карниз, профиль и плинтус. При отделке главное внимание уделялось полю стены. На стены наносили штукатурку, простую или с узором, покрывали краской или расписывали, оклеивали обоями. Обои в период Регентства стали чрезвычайно популярны и общедоступны, тогда как шёлк и другие ткани оставались для многих непозволительной роскошью.
Узоры выбирались, исходя из архитектурного стиля -в обобщённой классической манере или в модном новогреческом вкусе. Мотивы наносились рельефно или создавались эффекты оптической иллюзии. Альбомы того периода с образцами узоров содержат цветные иллюстрации с изображением целых стен. В середине 18-го века был раскопан город Помпея, что вызвало моду на росписи, напоминающие уцелевшие стенные росписи древней Помпеи. Дизайнеров вдохновляли и другие исторические или экзотические стили, из которых наиболее распространёнными были китайский, турецкий, египетский и готический. К сожалению, мало что из этого сохранилось.


Потолки

Впериод Регентства произошло значительное изменение во вкусах общества. Если известные архитекторы конца 18 века тяготели к тщательно продуманной отделке всей поверхности потолка, то в рассматриваемый период царила строгость. Орнамент располагался, как правило, на карнизе, по краям потолка и в центральном медальоне. С другой стороны, в моду вошли более чёткие стили и мотивы. Вместо редких листьев, окаймляющих орнамент карниза, используются тяжеловесные классические узоры, заимствованные из роскошной поздней римской архитектуры, а также стилизованный антемий и другие греческие мотивы. Центральные медальоны, на которых крепились люстры, роскошные или скромные, были чрезвычайно разнообразны. Самые популярные представляли собой сочетание розетки и мотивов патеры (круглый орнамент в виде тарелки) с расходящимися пальметтами или другими листьями. До конца рассматриваемого периода и в самом начале Викторианской эпохи предпочтение отдавалось более натуралистичному орнаменту.
Предприниматели того времени предлагали чрезвычайно широкий ассортимент прекрасных лепных украшений. До нас дошло много великолепных образцов, хотя, как правило, утончённые детали литья огрубели из-за наслоений побелки и краски.


Полы

В большинстве домов пол представлял собой деревянные доски, уложенные поперёк балок. Использовались еловые или сосновые доски - морёные, отполированные или даже покрашенные и лакированные. Только в самых богатых домах можно было увидеть более благородные породы дерева, паркет и инкрустацию во французском стиле.
Городские дома знати и некоторые дома среднего достатка имели вымощенные камнем холлы. Камень считался самым подходящим материалом для пола на кухне и в полуподвальных помещениях блокированных городских домов, для комнат прислуги в сельских домах и загородных особняках. Некоторые альбомы, изданные в тот период, содержат образцы узоров для мозаичных полов в холлах. Такие полы были популярны и во второй половине 19 века. Как
ло вкусам людей периода Регентства. Город на юге Италии был залит лавой во время извержения Везувия в 79 году нашей эры. В ходе раскопок, начатых в 1748 году, был сделан ряд ценных находок. Д
правило, мотивы заимствовались из археологических источников и часто содержали такие слова, как «SALVE», что значит «добро пожаловать».
Ковры были доступны и представителям средних слоев общества, поэтому выбор напольных покрытий был чрезвычайно разнообразен. Сделанные в Англии «турецкие» и другие традиционные узорчатые ворсистые коврики и ковры соперничали с ткаными гладкими «брюссельскими». Были популярны и более дешёвые не шерстяные, «шотландские» ковровые ткани и дорожки. В самых модных интерьерах узорчатая ковровая ткань, сшитая из узких полотнищ, покрывала всю поверхность пола, или же настилались ковры, сделанные на заказ из традиционных тканых лент, полностью повторяющих очертания комнаты.


Камины

По сравнению с 18 веком камины периода Регентства стали проще как в очертаниях, так и в сечении. Плоские боковые стенки камина, поднимающиеся из простого квадратного основания, поддерживают прямые перемычки, тоже плоские. Наиболее типичные в рассматриваемый период камины имеют орнамент в виде ряда валиков, окаймлявший элементы конструкции, и угловые медальоны. Каминная доска представляет собой отдельную полку, часто отделанную по краям орнаментом в виде валиков, постепенно врезавшимся глубже и продолжавшимся дальше по бокам. Увеличение размеров каминной доски было продиктовано распространением каминных часов и других атрибутов, таких как подсвечники и лампы. Материалом служил, как правило, светло-кремовый статуарный, серый с небольшими прожилками или белый мрамор.
Встречаются камины и из более роскошных материалов, таких как порфир или другой мрамор редкого цвета. В домах среднего достатка обрамление у каминов деревянное, часто покрашенное под мрамор или украшенное композитом - смесью, включавшей бумажную или древесную протёртую массу, известковый раствор и клей, которой можно было придать нужную форму и отполировать.
Стальные колосниковые решётки стали редкостью, остались только в самых изысканных комнатах, и производители железного литья, такие как Кэррон Компани обеспечивали почти все потребности.
Элегантные чугунные решётки были по-прежнему в моде, но новые, более качественные вентиляционные решётки постепенно вытеснили старые, по крайней мере в городах, к концу 20-х гг. 19 века.


Лестницы

Лестница продолжает оставаться одним из основных показателей статуса дома. Конструкция, качество работы и материалы соответствовали определённой градации. В домах знати главные лестничные марши возводились из камня и были заделаны одним концом в стену. Ступеньки щедро украшались декоративным профилем. Боковые концы ступенек иногда украшали резными узорами. Каменные лестницы дополнялись изящными перилами красного дерева на металлических прутьях или балясинах. В рассматриваемый период кованое железо и сталь были практически вытеснены чрезвычайно разнообразными литыми изделиями. Иллюстрированные альбомы свидетельствуют о том, что наибольшей популярностью пользовались классические мотивы.
Лестницы в домах среднего достатка, а также верхние пролёты и подсобные лестницы богатых домов были деревянными, выдержанными в строгом элегантном стиле второй половины 18 века. Преобладал тип лестницы со ступеньками, не закрытыми косоуром, с перилами, как правило, из красного дерева. Такая лестница волнообразно изгибалась. На каждой ступеньке располагалось по две простых, квадратных в сечении балясины. Декор ограничивался простыми профилями ниже предохранительной оковки ступенек и выточенными деталями стоек у подножия лестницы, сделанных в форме колонн. Всё, кроме перил, было окрашено в тусклые тона или раскрашено под древесину. Простая узкая дорожка обычно прибивалась к ступенькам.


Встроенная мебель

Вотличие от последующих эпох, в период Регентства царила строгость. Вкупе с небольшим по современным меркам количеством личных вещей, это означало что в то время требовалось совсем немного места для хранения имущества. Шкафов мало, особенно в городских домах. Шкафы глубиной всего в 30-38 см с филёнчатыми дверцами иногда заменяли боковые стенки камина в спальне. Внутри находились вешалки для одежды, которые располагались вдоль задней стенки шкафа, а не поперёк, как сейчас. В других комнатах можно было видеть встроенные буфеты для хранения фарфора и книжные шкафы, иногда с маленькой откидной доской для письма или даже со встроенным бюро.
В домах знати библиотеки имели встроенные книжные шкафы, как правило, в архитектурном исполнении. В течение рассматриваемого периода библиотека постепенно становилось одним из мест, где часто собиралась вся семья. Джентльмены, интересующиеся искусством, такие как Томас Хоуп или сэр Джон Соун, заказывали сложную встроенную мебель для демонстрации своих антикварных коллекций. Упомянутые джентльмены предпочитали классику, другие оформляли библиотеки или частные музеи в готическом стиле.
В помещениях для слуг, таких как кухни и комнаты экономок, встроенная мебель оставалась такой же простой и утилитарной, как и в 18 веке.


Изделия из дерева

Образцы въездных ворот, ворот в поле, а также парадных оград и сельских изгородей из книги Д. Плоу «Сельская ферма» (1795 г.).
Инициалы владельца дома и земли часто присутствовали на воротах. 


До начала 18 века резные деревянные изделия широко использовались для украшения фасадов британских домов. Но с началом георгианского периода строительные нормы всё больше препятствовали использованию деревянных дверных коробок, карнизов и других пожароопасных элементов. Их надлежало изготовлять из кирпича или камня. В конце 18 века в связи с распространением художественного литья перестали строить и деревянные ограды.
В лучших домах Англии деревянные изделия были не в почёте до начала 19 века, когда архитекторы и парковые дизайнеры, такие как Д. Б. Пэпворт и Хамфри Рептон, ввели новую моду на живописность и безыскусственность. Первоначально новый стиль предназначался в основном для сельских коттеджей, но прелестные деревянные изгороди, ворота, а также крыльцо дома с плетёными прутьями или резными украшениями быстро прижились в маленьких городах и загородных особняках. Некоторые проекты этих пейзажных архитекторов, судя по всему были взяты на вооружение в городских домах знати, обустраивавшей в новом стиле задние дворы или парки с помощью решётчатых конструкций, многоярусных подставок под горшки с цветами и других очаровательных вещиц. Примитивные деревянные изделия - это воплощение распространённой в период Регентства мечты о rus in urbe - «деревни в городе», в которой лежат корни современных концепций, ратующих за жизнь в пригороде.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ И АМПИР 1780-1850

В то время как английские архитекторы после 1760 года проектировали здания в неоклассической манере, у американцев этот стиль не был особенно популярен до революции, начавшейся в 1775 году. Неоклассическое направление было попыткой по-новому интерпретировать классическую архитектуру. Тяжеловесные палладианские элементы, заимствованные из римских общественных зданий, были позабыты. Архитекторы искали вдохновения в недавних археологических находках, особенно римских частных домов. Некоторые жилые здания, спроектированные в семидесятых годах 18 века, несут на себе отпечаток английского неоклассицизма, но экономические кризисы в ряде колоний вкупе с колониальным консерватизмом, предпочитавшим «лаконичность и простоту» в зданиях, препятствовали распространению этого стиля вплоть до 1782 года. Но даже в начале 19 века известный английский архитектор Бенджамин Генри Латроуб (1764-1820), эмигрировавший в Соединённые Штаты, жаловался, что местные ремесленники всё* ещё придерживаются традиционных стилей раннего георгианского периода.
После 1783 года и окончания американской революции богатые купцы в Провиденсе, штат Род-Айленд, и в некоторых других городах построили дома, по-прежнему выдержанные в
георгианском стиле. Однако ряд политических лидеров образованной республики искал архитектурный стиль, близкий духу американской нации. Многие предлагали в качестве образца для подражания творения Роберта и Джеймса Адамов и их последователей в Англии, другие, предпочитая простой утилитарный стиль, тяготели больше к неоклассицизму и классическому Возрождению в трактовке архитекторов континентальной Европы.
Федеральный стиль, или стиль братьев Адамов, стал известным в конце 80-х гг. 18 века. Архитектура стала элегантной за счёт смягчённых форм, изогнутых или овальных элементов и изысканных деталей: многоугольных или криволинейных пролётов, балюстрад, закрывающих ребристые крыши, удлинённых окон с большими стёклами и тонким переплётом, декорированных карнизов, парадного крыльца с тонкими, суженными кверху колоннами в «античном» вкусе. Комнаты, как правило, были просторны и полны воздуха, иногда с овальными медальонами на стенах, сводчатыми или профилированными потолками. Гладкие оштукатуренные стены украшали дверные косяки, облицовка камина, цоколи и карнизы. Парадные комнаты, как правило, имели больше декоративных элементов: потолки с декоративной штукатуркой и обои с фестонами. О работах братьев Адамов в Соединенных Штатах узнали благодаря альбомам с образцами, изданными другими дизайнерами, особенно Уильямом Пейном, чьи книги «Практическое пособие для домашнего плотника»(1766 г.) и «Практическое пособие для строителя»(1774 г.) попали в колонии не раньше 80-х гг. Распространение новой моды было связано и с недавно приехавшими из Англии ремесленниками, а также с подъёмом в архитектуре и утратой господства домашних плотников предыдущих поколений. Известными в своей местности или по всей стране архитекторами становились аристократы, получившие классическое образование, такие как Чарльз Булфинч (1763-1844) в Бостоне и Габриэль Мэниголт (1758-1809) в Чарльстоне, а также бывшие ремесленники -Сэмюэль Макинтайр (1757-1811) в Салеме и Джон Макком (1758-1853) в Нью-Йорке. Хорошо информированные клиенты требовали, чтобы их дома перестроили в неоклассическом стиле. Прекрасный пример - перестройка дома Джорджа Вашингтона в Маунт-Верноне, штат Виргиния, предпринятая в восьмидесятых годах. Новые дома, такие как Гор-Плейс в Уолтеме, штат Массачусетс, и блокированные дома в Бостоне, в особенности спроектированные Булфинчем, были построены в новом федеральном стиле.
Почти в то же время в американской архитектуре сущест-вовало ещё одно направление - классическое Возрождение. Приверженцы этого стиля, обычно ассоциируемого с Томасом Джефферсоном (1743-1826), отрицали неоклассицизм братьев Адамов и ориентировались на французскую архитектуру вкупе с вновь вдохновляющими древнегреческими пал-ладиумами и римскими общественными зданиями. Архитекторы-эмигранты, знакомые с поздним английским неоклассицизмом, получали поддержку от Джефферсона; молодые студенты, такие как Роберт Миллз (1781-1855) из Южной Каролины и Уильям Стрикленд (1788-1854) из Филадельфии также начали свою карьеру под покровительством Джефферсона. По меньшей мере один английский архитектор, практиковавший в Соединённых Штатах, напротив, придерживался аутентичного английского стиля периода Регентства. Это Уильям Джей (1793-1837) из Саванны, штат Джорджия.
Американский вариант классицизма был несколько грубее европейского: больше внимания уделялось общим очертаниям, нежели деталям. Как правило, дома имели круглые окна -люнеты, фрамуги и выступающие одно- или двухъярусные портики. Это был классицизм особого рода, иногда называемый римским Возрождением, но в действительности больше направленный на человека, чем можно было бы предположить. Его приверженцы оказались достаточно разносторонними людьми, чтобы использовать в своём творчестве и стиль греческого Возрождения.
Стремление к строгой элегантности и монументальности древнегреческих руин в Италии породило стиль греческого Возрождения, хотя критики не одобряли увлечения древнегреческими храмами. Среди первых приверженцев этого направления, восхищавшихся простотой и функциональностью стиля, был английский архитектор Джордж Хедфилд (1764-1826) и коренные американские архитекторы, такие как Уильям Стрикленд, Итиэль Таун (1784-1844) и Томас У. Уолтер (1804-1887). Для этого периода характерно влияние скорее американских, чем английских альбомов с узорами. Первые из них, такие, как издания Оуэна Бидла «Помощник молодого плотни-ка»(1805 г.), Ашера Бенджамина (1773-1845) «Руководство для современного строителя»(1797 г.), были основаны на архитектуре в федеральном стиле, но Бенджамин шёл в ногу со временем, при переиздании пересматривая и исправляя свой труд. В книге Джона Хевиленда (1792-1852) «В помощь строителю» -(1819 г.) была сделана попытка адаптировать греческие формы к современным конструкциям.
Здания в стиле греческого Возрождения отражают убеждение, что реальный или воображаемый древнегреческий храм был совершенным творением. Дома имели форму куба, с невысокой ребристой крышей или остроконечной крышей с фронтоном, как в древнегреческих храмах. Характерной чертой был одно- или двухъярусный портик с колоннами различных ордеров, включая дорический и ионический с увеличенной капителью. Детали, особенно в кирпичных домах, были предельно простыми: широкие карнизы и некоторые дверные и оконные коробки украшались в греческом вкусе антемием - цветочными мотивами из жимолости, прямоугольным орнаментом или иониками. Окна и фрамуги теперь были не закруглёнными, а квадратными или прямоугольными. Очертания городского дома частично зависели от оформления парадного входа с колоннами и антаблементом в качестве украшения. Характерной чертой была однообразная кирпичная кладка с чистыми узкими швами, камень для перемычек и ступенек, служивших добавлением к красивой простоте. Внутри для украшения использовались те же приёмы. Стены больше не обшивали панелями, но богато декорированные обои, ковры и мебель контрастировали с простотой архитектурного декора дверных косяков, потолков и облицовки каминов. Стиль греческого Возрождения предпочитался богатыми клиентами до 50-х гг. 19 века, а позже сохранился в провинциальных зданиях.


Двери

У дома в федеральном стиле или стиле братьев Адамов парадная дверь задаёт тон всему фасаду. В богатых домах наличие полукруглой или овальной фрамуги, сделанной по эскизам из книг, позволяет отнести здание к стилю классического Возрождения - стилю братьев Адамов. Порталы в федеральном стиле часто обрамлены пилястрами и декорированы овальными деревянными патерами с изысканной резьбой, а также классическими мотивами. В блокированных домах архитрав двери зачастую был единственным наружным украшением. Портики в больших домах постепенно увеличивались в размерах; в итоге на Юге они приобрели форму многоэтажных галерей.
Внешние и внутренние двери, как правило, делали из сосны, в некоторых областях - из клёна, тополя или кипариса. Внутренние двери зачастую окрашивали под красное дерево. Обшивка дверей в неоклассическом стиле украшалась ажурным деревянным узором и стукко.
В конце федерального периода большинство дверей имело шесть филёнок, иногда с профилями в виде четвертных валиков. Однако двери в стиле греческого возрождения имели по две-четыре филёнки, согласно образцам из книг Ашера Бенджамина и Минара Лефевра. Профили внешних дверей стали тяжеловеснее и украшались классическими узорами; пилястры поддерживали скромный антаблемент или простую перемычку с угловыми квадратами и центральной панелью. Внутренние дверные коробки обрамлялись плоскими дорическими пилястрами, в домах знати -


Окна

Окна в федеральном стиле имели ряд существенных отличий:
- более тонкие оконные переплёты снабжались профилями в виде четвертного валика;
- застеклённые секции стали больше;
-верхние части окон, часто с замковым камнем, из мрамора, камня или дерева были плоскими;
- антаблемент украшался в изящном стиле братьев Адамов;
- до начала 19 века были распространены окна с двумя переплётами по девять секций в каждом, позже вошли в моду двойные, иногда тройные, скользящие переплёты по шесть секций в каждом.
Архитрав в стиле братьев Адамов имеет мало деталей, но при этом окна обрамляются утопленными в стену арками с целью оживления фасада. В домах знати второй этаж часто имел окна во всю высоту стены, выходившие на балкон. Отделка внутренних оконных косяков сочеталась с отделкой дверных коробок и каминов. Палладианские окна конца 18 века имели пилястры с изящными профилями и фрамуги с ажурным узором. На верхних этажах использовались полукруглые и овальные окна. Слуховые окна, как правило, были увенчаны фронтоном или щипцом. Отличительной чертой раннего классицизма Джефферсона было использование круглых и полукруглых люнетов. По мере того, как стиль приближался к подлинному греческому Возрождению, форма окон стала проще. К примеру, палладианские окна приобрели прямоугольную трёхчастную форму. Единственными украшениями перемычек являлись простая центральная панель и угловые квадраты. По-прежнему в моде были французские двери.


Стены

Втечение федерального периода самым большим изменением в оформлении стены был отказ от обшивки панелями всей поверхности стены в фешенебельных комнатах, за исключением стены с камином. Остальные стены обшивались панелями только до цоколя. Поле между цоколем и карнизом обычно оштукатуривали и белили.
В лучших домах стены парадных комнат оклеивали обоями. До конца 18 века обои были, как правило, однотонными, но с фестонной кромкой на уровне карниза, вокруг стенных панелей и дверей. После 1800 года обои стали украшаться цветами или полосками, были популярны геометрические и неоклассические узоры. В домах знати использовались живописные обои, привозившиеся из Франции. Цоколи и антаблементы украшались выдолбленными узорами, резным лиственным или прямоугольным орнаментом, наряду с лепниной в стиле братьев Адамов; античные мотивы часто присутствовали на стенах в стиле классического возрождения. Стенные панели и лепнина окрашивались, иногда под красное дерево.
К тридцатым годам 19 века от обшивки панелями практически отказались в пользу окрашенных под дерево или мрамор плинтусов, богато украшенных профилями. Стены окрашивались в цвет терракоты, все оттенки бежевого, тёмно-розовый или серый, или же оклеивались обоями, отражавшими возрождённый интерес к древнегреческой архитектуре. Карнизы фризов оставляли гладкими или украшали орнаментом антемий, равно как и меандром.


Потолки

Втечение федерального периода в простых домах были обшитые досками потолки, обычно побеленные. Дома среднего достатка имели потолки с однотонной штукатуркой. В домах знати перешли от однотонной штукатурки к декоративной штукатурной работе в английском духе. По мере распространения новой технологии потолки украшались листьями, фестонами, гирляндами, солнцем с лучами и другими неоклассическими мотивами. Украшения изготавливались из гипса с повышенным содержанием извести. Известь покрывала стукко, а в некоторых случаях и папье-маше. Часто украшения изготавливались на месте: влажному гипсу придавали форму с помощью шаблона или штамповали. Другим способом было использование готовых лепных изделий, которые крепилась к потолку
В конце 18 века потолки часто окрашивали в яркие цвета, а лепнина выделялась белой краской, иногда позолотой. Из Англии пришла мода на сегментные потолки. В период греческого Возрождения в домах знати иногда в одной комнате был кессонированный потолок, а в другой - куполообразный. Потолки в домах среднего достатка украшались в центре простым лепным медальоном с внутренними концентрическими кругами и незамысловатой лепниной по краям.
Альбомы с узорами предлагали широкий выбор разнообразных потолочных медальонов и кромок с гильотировкой, меандром и другими мотивами. Дизайн в стиле греческого Возрождения включал сочетания листьев аканта, антемия, розеток и иногда кромку с меандром.




 Главная | Вопросы и ответы | Контакты Копирование материалов сайта разрешается только при уведомлении администрации ресурса и указании первоисточника.  Copyright © Grandmaster