GRANDMASTER - изготовление лестниц, отделка помещений деревянным декором, продажа эксклюзивного деревянного декора
+7 (495) 226-99-62 +7 (916) 132-83-06
 
Погонаж
Изделия
Лестницы
Услуги
Галерея
 Главная  Вакансии  Вопросы и ответы   Контакты  

+7 (495) 226-99-62
+7 (916) 132-83-06
E-mail:info@gdde.ru
 

 Статьи
Стили архитектуры
Современные лестницы
Строим лестницы
Лестницы: особенности выбора
Изготовление лестниц
Конструкции винтовой лестницы
Складные и винтовые лестницы
Монтаж готовой лестницы
Криволинейные элементы лестниц
Лестница в интерьере
Обзор лестниц
Кессонный потолок
Резьба по дереву
Резьба по дереву ч.2
Кессонные потолки
Кессонные потолки ч.2
Кессонные потолки ч.3
Кессонные потолки ч.4
Кессонные потолки ч.5
Элементы стиля
Элементы стиля ч.2
Элементы стиля ч.3
Элементы стиля ч.4
Элементы стиля ч.5
Элементы стиля ч.6
Элементы стиля ч.7
Элементы стиля ч.8
Элементы стиля ч.9
Элементы стиля ч.10
Резьба по дереву Афанасьев-1
Резьба по дереву Афанасьев-2
Резьба по дереву Афанасьев-3
Резьба по дереву Афанасьев-4
Резьба по дереву Афанасьев-5
Резьба по дереву Афанасьев-6
Резьба по дереву Афанасьев-7
Резьба по дереву Афанасьев-8
Резьба по дереву Афанасьев-9

Яндекс цитирования
Rambler's Top100




Элементы стиля (часть 4)


Энциклопедия архитектурных деталей  /избранные главы/
главный редактор: Стефан Кэлоуэй (Stephen Calloway)


ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА В АМЕРИКЕ 1840-1910


Стены

Почти каждая комната была отделана плинтусом, а во многих был тот или иной вид карниза. После 1860-х годов деревянные стеновые панели и профили, защищающие стену от повреждений спинкой стула, вновь стали обычным явлением. В 1870-х годах вошел в моду панельный фриз.
Рекомендовалось красить стены в более темный цвет по сравнению с потолком, а отделка должна быть темнее или светлее, чем стены. Использовались как масляные, так и клеевые краски. Были популярны белые или светлые тона стен, хотя некоторые ратовали за использование более смелых цветов. Э. Дж. Даунинг считал, что прихожие должны быть выкрашены в спокойные цвета или быть под цвет камня; гостиные должны быть светлых ярких тонов.
После 1850 года обои стали доступной альтернативой краске. На обоях в стиле «возрождения рококо», выпускавшихся в середине века, обычно изображались большие лиственные композиции или орнаменты в виде завитков. Они наклеивались во всю стену: от плинтуса до потолка. В 1870-х годах популярность сместилась в сторону бумажных фризов, которые располагались над покрашенными стенами или деревянными стеновыми панелями. Предпочтение отдавалось натуралистическим композициям.
В конце Викторианской эпохи для стеновых панелей и профильной отделки рекомендовалось использовать твердые сорта древесины. По мнению критиков исконно американские породы деревьев подходили для этого как нельзя лучше. Оставалось лишь отделать изделия прозрачной полировкой. Однако для большинства строителей конца 19-го века текстурная или обычная покраска оставались наиболее распространенными видами отделки дерева.


Потолки

Декорированные потолки пользовались большой популярностью в домах эпохи американского Викторианст-ва. Законодатели мод настаивали на том, что даже в самой простой комнате должен быть карниз; идеальной шириной некоторые считали 36 сантиметров. Некоторые критики пропагандировали использование цветных или узорчатых потолков, но самым привычным все же оставался чисто белый цвет.
Гипсовые розетки, взятые из неоклассической эпохи, подошли различным историзирующим стилям. Таким образом, розетки в стиле «возрождения рококо» предопределили появление ренессансных моделей в конце века. Среди других рекомендованных изделий из гипса были панельные профили, а для состоятельных людей различные виды «средневековых» кессонов - архитектурных оформлений углублений между балками перекрытий или ребрами свода.
В период после гражданской войны появилось богатое разнообразие крашеных и обойных потолочных композиций, начиная от ангелов в облаках, заканчивая пересекающимися геометрическими узорами и натуралистическими бордюрами. Менее дорогими обоями, появившимися приблизительно после 1850 года, оклеивали весь потолок, бордюры и центральные панели. Трафаретные узоры использовались для декорирования потолков.
В последнее десятилетие века некоторые критики призывали применять более простые потолочные композиции, использовать обои с более сдержанными узорами, и одноцветные бордюры в тон стеновым композициям.
Потолки отделывались досками со шпунтовым соединением или жестью в подсобных помещениях дома.


Полы

На протяжении всего 19-го века чаще всего полы делали из простых неполированных отбеленных сосновых досок. С середины века популярность завоевали полированные полы и полы с темной текстурной покраской. С течением времени такие полы из мягкой древесины часто использовались как основа для декоративных покрытий, таких как паркет.
Большинство домовладельцев выбирали для каждой комнаты свое, наиболее подходящее напольное покрытие. Поэтому плитку клали в прихожей из-за ее прочности и декоративности, а шерстяные ковры стелили в лучших комнатах дома.
В начале эпохи предпочтение отдавалось коврам в стиле рококо и стилизованным природным композициям. Позднее в моду вошли восточные мотивы. Однако критики выступали за использование более утонченных композиций, которые бы оттеняли стены и мебель, а к концу века появились шерстяные ковры ровных тонов. Циновки и половики из соломы, кокоса или ткани были в большинстве домов. Они украшали дома летом, а в более скромных домах служили круглогодично, заменяя ковры. В спальнях циновки были у людей любого достатка.
«Половую ткань» (предшественницу линолеума) продолжали использовать, преимущественно в коридорах и на кухнях. Новым видом полового покрытия стал линолеум, появившийся приблизительно в I860 году. Он представлял собой смесь измельченных пробки и дерева с льняным маслом, уложенных на пеньковую/джутовую или холщовую основу. Состоятельные люди использовали его в подсобных помещениях, тогда как малоимущие настилали линолеум для имитации ковров или покрытия из твердой древесины.


Камины

Отопление было важной проблемой для американцев в 19-м веке: пережить зиму в деревянном доме в более суровом климате, чем в Европе, было тяжело, и это было предметом постоянного обсуждения. После широкого распространения печей и центрального отопления камин устарел технически, но все еще сохранял свою символическую и декоративную значимость. С появлением печей исчезли сквозняки, в комнатах стало душно и, по мнению некоторых критиков, неблагоприятно для здоровья. К тому же, открытый огонь считался признаком достатка, так как топливо для камина стоило дороже, чем для печи, и подразумевалось, что за ним должна была следить прислуга. Поэтому от каминов отказались не сразу. Наиболее стильными каминами середины века были модели в стиле «возрождения рококо» из мрамора и в стиле «возрождения ренессанса» с гравированными украшениями на мраморе или дереве. Позже камины изготавливались по моделям движения «артс-энд-крафтс». Неоклассические виды каминов вновь появились в домах в стиле «шингл».
Камины занимали особое положение в залах домов конца Викторианской эпохи, пробуждая средневековый дух, который так лелеяли архитекторы того времени. Соблазнительное ощущение уютного очага и открытого огня в некоторых комнатах усиливалось резными украшениями над камином и смелыми комбинациями полок, сидений, декоративных панелей и произведений искусства, чем создавался сложный ансамбль, который был центральным местом в комнате.


Лестницы

Много было сделано, особенно в конце 19-го века, для того, чтобы повысить архитектурную и декоративную ценность лестницы. До середины века типичной была лестница в центре зала. С приходом свободы в планировке, введенной готическим и итальянским возрождением, многое изменилось. Лестницы стали устанавливать асимметрично, рядом с входной дверью и обычно рядом с главной гостиной. Готические и итальянские лестницы обычно занимают один пролет от этажа до этажа. Балясины имели сложную точеную форму, а стойки перил были точеные со скошенными углами. В простых домах стойка перил нередко была самым роскошным изделием из дерева. В конце эпохи жилое пространство часто объединялось с лестницей, которая стала центром последующих экспериментов, приведших к изобретению более изысканных лестничных пролетов и площадок. Часто на лестничной площадке между первым и вторым этажами находилось витражное окно. Самые богатые окна содержали различные иллюстрации, более скромные - геометрические узоры. Лестницы чаще всего освещались через крышу, застекленную простым стеклом, иногда с замысловатыми узорами.
На лестницы предпочитали стелить ковры, использовались «половая ткань» и циновка. Популярным материалом для прутьев, с помощью которых крепились ковры, была латунь, но иногда использовали железо или даже серебро.


Встроенная мебель

Хотя отдельно стоящая мебель оставалась более популярной, многие американцы в последние десятилетия 19-го века обратили свой взгляд на встроенную мебель. Дома в стиле Возрождения той или иной эпохи предоставляли для этого достаточно возможностей.
Стенные шкафы стали частым явлением в 1870-х годах, по мере того, как у людей становилось больше одежды, чем могло уместиться в сундуках и гардеробах. Увеличивалось количество книг, печатаемых в Соединенных Штатах, поэтому библиотеки с постоянными полками стали встечать-ся и в домах среднего класса, в то время как состоятельные люди продолжали строить их в больших количествах. Появление сочетания лестницы и зала создало идеальные возможности для размещения скамеек под лестницами и на лестничных площадках, где в отдалении от общих комнат располагались турецкие или «уютные» уголки: экзотические места с мягкой мебелью, которые для виктори-анцев играли роль домашних убежищ от индустриального мира. Скамейки и «местечки у огня» устанавливались по бокам каминов. Располагать сидения у окна было популярно в домах в стиле «шингл» и колониального возрождения.
На большинстве американских кухонь были только отдельно стоящие приборы, за исключением стационарных раковин. Однако к концу века встроенные шкафы и приборы стали появляться и на кухнях, а также в кладовых и уборных больших домов.


Изделия из дерева

Богатая отделка многих американских домов того времени была сделана исключительно из дерева. Эффектные фасады свидетельствуют о наличии бесконечного количества декоративных перестановок. Большинство готических элементов делалось плотником. Для стилей королевы Анны и «стик» фабрики предлагали большой ассортимент готовой продукции из дерева. Иногда на изделия из дерева наносился узор с европейской кирпичной кладки.
Это стало возможным из-за изобилия дерева в Соединенных Штатах и благодаря развитию специализированных цехов по всей стране. Фирмы предлагали множество вариантов: был бесконечный выбор изделий в рамках того или иного стиля.
В развитии оформления крыльца и веранды можно видеть роль декоративных изделий из дерева. Это выступающие части здания, сразу бросающиеся в глаза, то их декорирование было особенно щедрым. Стойки могли быть изысканно обтесаны, было место для дополнительных кронштейнов, балюстрады можно было еще раз обтесать или добавить сквозные узоры, например, лунный или звездный мотивы.
Изысканность изделий из дерева подчеркивалась тщательным подбором цветов красок. Для наружной покраски предлагалось, по крайней мере, три цвета или более (до семи цветов для стиля королевы Анны). В гонтовых домах часто использовалась окрашенная древесина с окантовкой.


ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА

Движение «Искусства и ремесла» пыталось, учитывая неумолимую индустриализацию 19-го века, создать новую и
более прекрасную окружающую среду, в которой люди смогут жить и наслаждаться изящным мастерством, достигнутым благодаря притягательным строительным материалам.
Английский критик Джон Рескин (John Ruskin) (1819 -1900 гг.) уделял особое внимание качеству средневековой архитектуры, считая образцами членов ремесленного цеха и строителей великих соборов. Рескин оказал влияние на целое поколение художников и оформителей. В том числе и на Уильяма Морриса (William Morris) (1834 - 1896 гг.), который был тесно связан с движением Искусства и ремесел и принял призыв Рескина к честности материалов и мастерству. Красный дом (Red House), дом для Морриса в Бекслихите (Bexleyheath), недалеко от Лондона, 1859 г., является отправным моментом нового стиля. Его архитектором был Филип Уебб (Philip Webb) (1831 - 1915 гг.), повернувшийся от высокого викторианского готического стиля к более простой народной архитектуре, основанной на старых английских коттеджах и жилых домах на фермах. Уебб построил немного домов, однако он повлиял на группу молодых архитекторов, работавших в конце 1890-х годов.
С другой стороны, современник Уебба, Ричард Норман Шоу (Richard Norman Shaw) (1831-1912 гг.), построил много
домов и практически один создал британский стиль королевы Анны, который характеризуют отделанные плитками фасады, выступающие свесы крыш и горизонтальные ленты окон со свинцовыми переплетами. Позже ему потребовалось воспользоваться творчеством Сэра Кристофера Рена (Sir Christopher Wren) и деталями фламандских городских домов 17-го века, чтобы придать более классический образ своим домам. Шоу спроектировал в конце 1870 года несколько маленьких вилл для нового «художественного» пригорода западного Лондона, названного Бедфорд парк (Bedford Park). Основные его элементы: красный кирпич, белые деревянные детали, подъезды и эркеры были быстро усвоены застройщиками и использовались на протяжении 1920-ых годов.
Стиль королевы Анны оказал чрезвычайное влияние на Соединенные Штаты Америки, где он господствовал в архитектурных обсуждениях и практике с 1870-го года. Стиль Шоу приобрел две очень явные американские черты: широкое использование дерева для облицовки гонтом веранд и декоративных деталей фасадов и новая, нестандартная планировка. Последняя отражена в поздних работах Генри Хобсона Ричардсона (Henry Hobson Richardson) (1838 - 1886 гг.). Черты стиля королевы Анны видны в Тукседо Парке (Tuxedo Park), в Нью-Йорке, построенном в 1885 г. и превосходящим по размерам Бедфорд Парк.

Вобщем, влияние ранних английских прототипов на объем и детали американского движения Искусств и ремесел, использованного в домах, сдерживалось воздействием традиционного жилищного строительства Японии. Интегрированное внутреннее пространство и преобладающие горизонтали в японских домах сильно повлияли на Франка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) (1869 - 1959 гг.).
Характер интерьеров стиля Искусств и ремесел был сформирован Уильямом Моррисом (William Morris). В 1861 г. он основал компанию, которая производила мебель, ковры, обои и текстиль. Все изготовлялось в соответствии с высокими стандартами и там, где было возможно, использовались традиционные методы и материалы. Например, настоящие обои Морриса с растительными и готическими мотивами, печатались ксилографией с использованием натуральных красящих веществ. (Может ввести в заблуждение то, что существовала другая коммерческая фирма под названием "Уильям Моррис Компани", которая также работала в Лондоне, принадлежала тезке и однофамильцу великого дизайнера и производила металлические изделия в стиле движения Искусств и ремесел).
С 1870-х годов интерьеры движения Искусств и ремесел все больше подпадали под влияние течения, близкого по вкусам и декору, названного Эстетическим движением. Красота и мастерство были центральными доктринами и для принципов Искусств и ремесел, но возросший интерес к экзотическим стилям и формам и наличие многочисленных меценатов придало Эстетическому движению более изысканные качества. Было две главные стадии движения. Интерьер 1860-х и 1870-х годов использовал богатые приглушенные цвета и плотную компоновку узоров, которые дополняли современную Пре-Рафаэлитскую школу (Pre-Raphaelit) живописи. Восточный фарфор, привлекавший особое внимание коллекционеров, появился в огромном количестве. С 1880-х годов этот стиль стал казаться слишком громоздким, и большая простота появляется в работах Шоу (Shaw) в Британии, Салливена (Sullivan) и Стенфорда Уайта (Stanford White) (1853 - 1906 гг.) в Соединенных Штатах Америки. Стены и потолки Уайта придают чувство пространства комнатам, которые особенно в Америке черпали вдохновение на Востоке.
Переход от раннего к позднему стилю Искусств и ремесел можно увидеть в работах американского архитектора Уилсо-на Ейре (Wilson Eyre) (1858 - 1944 гг.), который отдавал предпочтение народным формам и открытым планам. Он восторгался ранними английскими архитекторами, такими как Ч. Ф. Э. Войси (C.F.A. Voysey) ( 1857-1941 гг.) и М. X. Бейлли Скотт (М.Н. Baillie Scott) (1865-1945 гг.). Длинные невысокие дома с простыми формами, построенные Войси, оживлялись приятными деталями, такими как его характерные мотивы в виде сердца. Британские архитекторы начали работать для принципиально нового клиента, скромного, но преуспевающего бизнесмена или образованного человека, который хотел нечто среднее между хваленым помещичьим домом и простым загородным домом в Бедфорд Парке. Таких заказчиков поощряло английское периодическое издание «Студио» (The Studio), впервые вышедшее в 1893 г. и повлиявшее на архитектуру по обе стороны Атлантики.
Самой выдающейся фигурой конца периода британского движения Искусств и ремесел являлся Сэр Эдвин Лютиенс (Sir Edwin Lutyens) (1869-1944 гг.), который мог применять несколько простых элементов, добиваясь поразительных и оригинальных эффектов. Его первые дома имели фахверковые конструкции, но позднее он повернулся к классическим элементам, предпочитая устоявшиеся традиции все более абстрактным экспериментам современников. Конец периода Искусств и ремесел в Соединенных Штатах ознаменовался возвратом к исходным принципам Движения, выражая их более современным образом. Густав Стиклий (Gustav Stickley) в своих публикациях «Крафтсмен» (The Craftsman) (1901-1916 гг.), пропагандировал холистический вид жизни, где дом работал как гармоническая единица. Мастерство использовалось для демонстрации качеств естественных материалов. Чарльз и Генри Грины (1868-1959 гг., 1870-1954 гг.), которые работали как компания "Грин энд Грин" в Калифорнии, создали замечательнейшие просторные дома, применяя самые красивые сорта дерева и лучшие виды столярно-отде-лочных работ. В своих поисках идеального жилого пространства можно проследить линию от Ричардсона к "Грину энд Грину" и к величайшему американскому архитектору 20-го века, Франку Ллойду Райту (Frank Lloyd Wright).


Двери

Поиски чистых архитектурных форм привели архитекторов к историческим источникам при проектировании этих дверей. Первые двери эпохи Искусств и ремесел как наружные, так и внутренние, часто представляют собой конструкцию из простых досок, на которые оказали влияние английские средневековые формы. В них обычно использовались сложные железные дверные петли и щеколды, реже шарообразные ручки или ручки-рукоятки. Другим источником подражания были георгианские двери с шестью филенками, хотя пропорции обычно слегка изменялись.
Так как вход символизирует гостеприимство дома, подъезд был важной характерной деталью периода Искусств и ремесел, особенно в поздних проектах, которые отражали народные образцы и часто включали сиденья. Ч. Ф. Э. Войси (C.FA Voysey) в Британии, разработал идиосинкратическую форму внутренних и наружных дверей конца 19-го века, в которых три продолговатых филенки располагались под застекленной панелью. Таким дверям многие подража-ли и они стали стандартной американской дверью Крафт-смен в начале 20-го века.
Грандиозные внутренние двери Эстетического Движения 1880-ых годов имели замысловатую резьбу или расписные филенки дверей. Последние пользовались большим распространением, многие стандартные викторианские двери с четырьмя филенками были украшены росписью или оклеены обоями в "Эстетическом" стиле: рисунки с изображением цветов и птиц были наиболее популярными мотивами.
Витражи были наиболее модными в дверях в обеих странах, в Британии и Соединенных Штатах Америки. Некоторые более поздние проекты показывают влияние Модерна, что не нравилось многим архитекторам.


Окна

Вначале периода Искусств и ремесел подъемные окна ассоциировались с уникальным современным зеркальным стеклом, а деревянные створные оконные переплеты считались лучшими образцами с маленькими стеклянными панелями в свинцовых переплетах. Развитие стиля королевы Анны придало новый статус оконным подъемным рамам с 1870-ых годов. Ричард Норман Шоу в своих проектах часто использовал подъемные оконные рамы и его тенденция к удлинению их пропорций в дальнейшем оказало большое влияние на других архитекторов. Распространенным приемом в Британии и Соединенных Штатах было совмещение верхних подъемных окон с единственным стеклом в нижней раме.
Значение, придававшееся свету и воздуху, отражалось в окнах большой площади в домах конца периода Искусств и ремесел. Эркеры, высотой в один или несколько этажей, были распространены в Британии в то время как однообразные ряды окон использовались по обе стороны Атлантики. В Англии архитекторы вдохновлялись народными окнами со средником. Самые большие дома имели каменные средники окон, но большинство домов имело средники из композита или терракоты, последние были характерной чертой городских домов из красного кирпича во фламандском стиле. В Америке ряды окон часто применялись в более современных формах, над большими стеклами помещались меньшие, это было фирменным приемом Чарльза и Генри Гринов. Они так же использовали произвольное расположение окон, которые разбивали массу фасада. Вкусы периода Эстетики благоприятствовали усилению влияния мусульманского стиля: окна с килевидным арочным завершением и витражами.


Стены

Хотя многие интерьеры периода Искусств и ремесел используют трехчастное разделение стен на цоколь, поле и фриз, английские и американские архитекторы использовали более высокий по отношению к классическим пропорциям, цоколь. Также иногда использовалось полное покрытие панелями в залах или столовой, но полированное натуральное дерево использовалось только в больших, респектабельных домах. Росписи на панелях обычно были достаточно однообразными или цвета слоновой кости. Темно-зеленые и оливково-зеленые цвета, пришедшие из практики 18-го века, были наиболее популярны в эпоху Эстетики. Узоры, переведенные по трафарету, были так же распространы. Крафтсмен дома часто имеют бревенчатые, каменные или кирпичные стены.
Замечательные обои, выпускаемые фирмой Моррис энд Компани в Лондоне с 1870-ых годов, сделали бумагу приемлемым покрытием стены, и узоры Уильяма Морриса можно было найти во всех классах домов Британии и в лучших домах Америки. Американские фирмы, такие как Уоррен (Warren), Фуллер энд Компани Нью-Йорка (Fuller and Company of New York) стали действовать с 1880-ых годов. Первые обои были с узором из цветов и средневековыми мотивами, обои периода Эстетики с 1880-ых годов отражают сильное японское влияние. Деление на цоколь, поле и фриз было модным, но бордюры обоев были дешевой альтернативой. Штампованные обои создавали впечатление старинной испанской кожи, как, например, использованные в комнате Пикок Рум (Peacock Room), спроектированной Томасом Джекилем (Thomas Jeckyll) и Джеймсом Эбботом Мак Нейлом Уистлером (James Abbott McNeill Whistler) для Ф. Р. Лейланда (F.R.Leyland) в Лондоне. Гобелены широко использовались в более поздних интерьерах.


Потолки

Потолки домов периода Искусств и ремесел многим обязаны народным традициям и материалам. На ранней стадии этого движения архитекторы старались оставаться, насколько это было возможным, верными позднему средневековью. Использовались большие балки с фасками или проектировали оштукатуренные с лепниной потолки, дополненные нервюрами, лепные подвески и розетки. Некоторые потолки, сделанные в духе движения Эстетики, показывают влияние Востока, со сложными кессонами, росписью и позолотой. Такая отделка была очень дорогой и требовала искусных мастеров, мало кто мог себе позволить такие расходы. Движение в пору своей зрелости ценило простоту и полезность, что привело к появлению однообразных оштукатуренных, состоящих из реек потолков, применявшихся в американских домах Крафтсмен в начале 20-го века. Даже более честолюбивые проекты
Чарльза и Генри Гринов в Калифорнии обычно предпочитали линейные формы. Они так же иногда использовали протравленное дерево, чтобы подчеркнуть геометрические формы. Только их более поздние работы 1920-ых годов свидетельствуют о большем стремлении к декоративности, например, резные балки в испанском стиле и тесне-ния по штукатурке. Потолки с бочарными сводами предпочитались в больших домах по обе стороны Атлантики, иногда с галереями для музыкантов.
Наиболее популярным видом декора был декор в виде росписей по трафарету, но на практике обои для потолков использовались больше. Это стало возможным с появлением обоев Уильяма Морриса. Они часто были тисненными. В начале 20-го века стала популярной сложная, изготовленная заводским способом лепнина.


Полы

Единственно правильными и приемлемыми формами полов в период Искусств и ремесел в домах Британии и Соединенных Штатов Америки, являются полы из камня и дерева. Лучшие деревянные полы делаются из материала, вырезанного из всей ширины ствола дерева и обладают прочностью, не имеющего равных. Однако, хорошо выбранные доски для обшивки, были в равной степени приемлемы. Дуб был самым предпочтительным материалом в Англии, и его естественная красота обычно подчеркивалась простой полировкой. Дизайнеры-крафтсмены в основном использовали местную древесину Америки, такую как дуб и клен, реже - экзотическую твердую древесину. Густав Стикли рекомендовал, чтобы деревянные полы были такими же темными, как примыкающие панели стен. Окрашивание ограничивалось использованием только для худших сосновых покрытий пола из сосны, чтобы создать впечатление лучшей древесины, хотя в начале 1860-ых годов была кратковременная мода на крашеные в глубокосиний и цвет киноварь полы. Они обычно использовались только как кайма ковров. Каменные плиты были наиболее популярны в помещичьих домах, в вестибюлях или в гостиных.
Широко использовались ковры. В Британии, Уильям Моррис и Кристофер Дрессер спроектировали несколько вариантов изысканных ковров с замысловатым и регулярным узором. В Соединенных Штатах предпочитали подлинные турецкие, индийские и персидские ковры или простые циновки. Однако большинство домовладельцев обходилось коврами, произведенными индустриально: имитацией восточных мотивов в Британии, французского цветочного стиля или простого геометрического Соединенных Штатах Америки.


Камины

Впоисках традиционных ценностей домашнего очага, движение Искусств и ремесел особое внимание придавало каминам. Оформление уютного места у камина имело особое значение по обе стороны Атлантики, в великолепных домах, спроектированных архитекторами, камины были массивными. Простые камины 1880-х годов имели полки для выставки бело-голубой китайской керамики. Самые великолепные камины имеют сходство с массивными каминами эпохи Ренессанса, наиболее экзотичные являются настоящими исламскими или китайскими. Неукрашенные каменные или кирпичные выступы камина были типичными решениями начала 20-го века. Более сложные проекты включали резные украшения над камином и глубокие металлические колпаки.
Плитки были очень распространены для декоративных полос. Некоторые известные дизайнеры работали в сотрудничестве с производителями, которые изготавливали серии живописных изразцов. Например, изразцы Уолтера Кейэна (Walter Crane) были сделаны Минтон энд Компани (Minton and Company) в г. Сток-он-Тренте, Стаффордшир, Англия, и Американ Энкаустик Тайлинг Компани (American Encaustic Tiling Company) в г. Зейнсвилле, Огайо. Иллюстрации Кэйт Гринуей (Kate Greenaway) были также популярны. Более сдержанные изразцы, часто с декоративным рельефом, выпускались такими предприятиями как Лоу Арт Таил Уоркс (Low Art Tile Works) в Челси, Массачусетс. Английский керамист Уильям де Морган делал изысканные и эксклюзивные изразцы, вдохновением для которых служили восточные образцы.
С 1870-х годов полки в камине для подогрева пищи, решетки на ножках и подставки для дров в камине делались металлическими с учетом мотивов Эстетического течения.


Лестницы

Новые лестницы стали характерной чертой вестибюля или гостиной. Важность ее роли в создании общего настроения при входе признавалась критиками, восхвалявшими тех архитекторов, которые предусматривали ее как галерею, из которой хозяйка могла видеть прибывающих гостей, и промежуточную лестничную площадку, на которой и происходила эта встреча. Большинство лестниц 19-го столетия делались из сплошного дерева, окрашенного, если дерево было плохого качества, или полированного. Балясины делали точеными, а стойки перил на концах лестничных маршей могли быть декорированы резьбой. Стойки перил в Станмор Холле (Stanmore Hall), Мидлесекс, спроектированные Моррисом энд Компани в 1880-х годах, включали первые электрические светильники.
Согласно вкусам более позднего периода Искусств и Ремесел балясины стали более простыми с квадратными профилями. Зачастую они были удлиненными и окружали лестницы, образуя клетку из стоек, - систему, часто использовавшуюся в Британии Ч.Ф.Э. Войси. В США размещение лестниц внутри открытого зала служило для тщательной отделки деревянных деталей. Это нашло отражение в работах Чарльза и Генри Гринов.
В Британии кованое железо использовалось главным образом для лестничных перил, которые могли быть изящными, волнообразными под влиянием стиля Арт Нуво. В Америке были распространены испанский колониальный и миссионерский стили и целые лестницы делались из изящных ажурных металлических конструкций.


Встроенная мебель

Встроенная мебель привлекала мастеров периода Искусств и ремесел. Сиденья, расположенные рядом с камином, у окна в широкой нише или скамья и сервант в стене столовой, - все это способствовало чувству ясного и традиционного строительства. Встроенная мебель была практична, уменьшая загромождение комнаты вещами, которое дизайнеры конца 19-го века рассматривали как постоянный недостаток декора середины Викторианского периода.
Уильям Моррис впервые использовал большое сиденье в Красном Доме, в Бекслихите, недалеко от Лондона (1859г.). Подобные ранние образцы окрашивались, а многие отдельные предметы, изготовленные для художников прерафэлитой, украшались панелями с изображениями, часто выполненными самими художниками. Такие массивные предметы оставались популярными до конца всего периода в Англии и США. Однако более изысканные вкусы Эстетического движения 1870-х- 1880-х гг. отразились в красиво отделанных стеллажах и шкафах, проектируемых вокруг камина с множеством полок и ниш с резным украшением.
Более поздние предметы отделывались просто. Встроенная мебель домов в стиле Искусств и ремесел начала 20-го века - серванты со сплошной дверью и изящными петлями и щеколдами, застекленные шкафы для книг или фарфора, пристенные сиденья в гостиной или столовой являются предшественниками современных систем мебели.


Изделия из дерева

Изысканное и умелое использование изделий из дерева было основой принципов периода Искусств и ремесел. Произошел возврат к ценностям мастерства и красоты во всех домах, построенных в этого стиля и Эстетического течения. Проявилось и в "традиционных" деревянных изделиях: изгородях, воротах, входах, балконах и верандах.
Значимость дома и в равной степени важность понятия гостеприимства подразумевали, что границы собственности соблюдались с особым вниманием. Большинство заборов имели четкие линии, состояли из ряда балясин с квадратным профилем. Точеные балясины встречались под влиянием форм 17-го столетия, а следуя вкусам периода Эстетики использовались экзотические восточные формы. Пропорции были важны, заборы и ворота имели довольно вытянутые формы. Ворота часто включали перголы или трельяжи.
Британский стиль королевы Анны широко применялся в архитектуре Искусств и ремесел. Бедфорд Парк, Лондон, первый пригород-сад (основной вклад в создание проекта внес Ричард Норман Шоу в конце 1870-х годов) отличался изобилием портиков и сандриков в стиле королевы Анны, а также лобовыми досками. Изделия из дерева окрашивались в белый цвет, что являлось характерной чертой данного стиля.
Крыльцо, скорее скромное, чем внушительное, было важным для американских архитекторов, работавших в стиле Крафтсмен. Важны были и веранды, приглашавшие людей проводить время на свежем воздухе. Их могли поддерживать целые стволы деревьев в домах, расположенных в сельской или горной местности.


APT НУВО 1888-1905

Роскошный криволинейный стиль Арт Нуво, который распространился во Франции, Бельгии и Германии между 1890-м и 1910-м годами, никогда не процветал в Британии и Соединенных Штатах: в этих странах были только его «образцы», в виде деталей в стиле Арт Нуво, добавленные к жилищам, которые в остальных отношениях были совершенно традиционны. Изготовители приспособлений и фурнитуры добавили новый стиль в свои каталоги, обычно это приносилось под заголовком «художественный» («Artistic»). Но не так много людей готовы были согласиться на радикальный континентальный подход, превратив весь интерьер, включая ткани и столовые приборы, в композицию напряженных и криволинейных линий. Чтобы быть «современным», достаточно было выбрать немного смелых деталей.
Магазин «Либерти» на лондонской Риджент Стрит, главный рынок сбыта для изделий в стиле Искусств и ремесел, торговал также обоями, текстилем и декоративными изделиями, которые имели все признаки Арт Нуво. В каталогах подобные изделия изображались в обстановке, которая объединяет Искусства и ремесла с новым более декоративным стилем. Хотя большинство дизайнеров «Либерти» отказывались от ярлыка Арт Нуво, стиль был так тесно связан с этим магазином, что в Италии его называли «Стиль Либерти» ("Stile Liberty").
В Соединенных Штатах некоторые практикующие архитекторы работали в манере, тесно связанной с французским Арт Нуво. Одним из них был Луис Комфорт Тиффани, чьи изделия из стекла, панели из цветного стекла и лампы экспонировались на выставке в Париже (Салон 1895) и продавались там в магазине, принадлежащем Самуэлю Бингу. Тифанни также проектировал интерьеры с асимметричными формами, напоминающими растения, выполненные из дорогих материалов.
В то время как дизайнеры Арт Нуво в континентальной Европе разрабатывали концепцию унифицированного дизайна, Британия и Соединенные Штаты оставались ближе к основным идеям движения Искусств и ремесел. Два наиболее крупных и новаторских практика унифицированного дизайна были: Чарльз Ренье Макинтош (1868 - 1928 гг.) в Глазго и Франк Ллойд Райт (1869-1959 гг.) в Чикаго. Оба основывали свою работу на геометрии.
К началу 20-го века Макинтош (со своей помощницей и женой Маргарет Мак Дональд) разработали стиль, к которому английские современники относились с подозрением, называя его «Стиль Привидение» («Spook Style») из-за удлиненных форм и бледных цветов. В основном интерьеры Глазго характеризуются простыми формами, с окнами и дверьми без рам и заглубленными в стены, чтобы под-
черкнуть их массивность; спокойными пастельными тонами; мебелью (встроенной и свободностоящей), декором поверхностей, текстилем и металлической фурнитурой, слегка криволинейными вертикальными линиями, намекающими, но не имитирующими растительные формы; решетками и формализованными формами роз. Подобные комнаты в своей чистой и редкой красоте имеют много общего с японским дизайном. Влияние Макинтоша ощущалось в Соединенных Штатах, где его знали по публикациям в периодике, подобной «Студио».
Франк Ллойд Райт, который отрицал влияние каких бы то ни было мастеров или художественных движений, создал серию жилых зданий в период с середины 1890-х по 1910 г., которые были потрясающими в своей новаторской трактовке форм и внутреннего пространства. В противоположность Макинтошу его идеи были хорошо встречены в его стране. Период его творчества, когда он проектировал дома для пригородов Оук Парк, штат Иллинойс, 1901-1909 гг., являлся одним из самых плодотворных. Для творчества Франка Ллойда Райта характерны широкие горизонтальные линии крыш, профили и вытянутые внутренние пространства, уравновешенные напряженными вертикалями в кирпичной или каменной дымовой трубе, цветные стекла окон и внутренние столбы, ставшие образцами абстрактного, в то же время, сохраняя домашний комфорт.
Низкие дома Райта на Среднем Западе и подобные дома некоторых его талантливых современников стали отличительной чертой, характеристикой стиля «Прерий», который включал сильно выступающие свесы крыш, покрытые стукком, наружные стены, полосы створных окон и большую низкую дымовую трубу, образующую центр дома.


Двери

ВБритании и Соединенных Штатах можно встретить двери, созданные в стиле Арт Нуво. На стандартной филенчатой двери могли быть шарообразные ручки, орнаментальные щиты, почтовые ящики и петли в новом стиле, например, как павлиньи перья или листья в форме сердца.
Обрамления дверей там, где использовались органические мотивы и волнистые линии, создавались в консервативной манере. Традиционно классические мотивы - колонны, пилястры, наличники, фронтоны - не вытесняются, но их геометрия модифицируются введением кривых линий. В типичном образце внешние волнистые линии вместо капители могли связывать верхние элементы рамы с наличником. На наружных дверях полукруглый фронтон мог быть вытянут наружу в виде органической кривой от колонн, образуя сандрик
Цветное стекло было важным элементом в наружных дверях. Используются два или три вертикальных стекла, украшенных декоративными вставками со стилизованными растительными формами или вертикально подчеркнутыми абстрактными узорами в манере Ч.Р. Макинтоша или Франка Ллойда Райта. Украшению стекла часто вторили цветные керамические плитки, используемые для облицовки наружных стен подъезда, такие плитки могли создавать повторяемые узоры, один крупный мотив или живописную сцену. Как стекло, так и керамическая плитка производились в огромном количестве в период стиля Арт Нуво.


Окна

Асимметричные криволинейные окна в стиле Арт Нуво континентальной Европы редко использовались в жилых постройках в Британии и Соединенных Штатах. Более типичны решения, встречающиеся в работах Чарльза Ре-нье Макинтоша и Франка Ллойда Райта, в которых окна со створным оконным переплетом лишены традиционного наличника и располагались на одном уровне с поверхностью стены или утоплены, чтобы подчеркнуть массивность архитектуры.
Декоративное стекло было популярным и использовалось для модернизации окон, которые были традиционных форм. Решение варьировалось от панелей с узором, помещенных вокруг краев подъемных окон, до использовавшегося повсеместно цветного остекления в створных
оконных переплетах и даже во французских дверях, особенно в дверях, ведущих в зимний сад. Наиболее сложные образцы изображают стилизованные сцены, пейзажи. Другие используют абстрактные мотивы, основанные на растительных или геометрических формах. В Соединенных Штатах опаловому стеклу, созданному Джоном Ла Фаржем (John La Farge), много подражали, как и окнам, спроектированным Тиффани.
В оконной фурнитуре, как и в дверной, предпочитали удлиненные формы. Сужающаяся линия, заканчивающаяся листом лунника в форме сердца, была особенно популярна для запоров, засовов и петель. Железо было более предпочитаемым материалом, так как гармонично сочеталось со свинцовым переплетом окна.


Стены

Из отделок стен, ассоциируемых с Apт Нуво, одной из наиболее важной, были обои. Их производили многие фирмы, такие как Йорк Уоллпейперз Компани (York Wallpapers Company) и М. X. Бирдж энд Санз (М. Н. Birge and Sons) в Соединенных Штатах, Либерти (Liberty) и Силвер Студио (Silver Studio) в Британии. Приглушенные цвета и рисунок ритмичных криволинейных форм составляли контраст с натуралистичными, ярко окрашенными мотивами середины 19-го века. Известным британским дизайнером был Артур Хейгэйт Макмурдо (Arthur Heygate Mackmurdo), который предпочитал мотивы морских растений. Фирмы, изготавливающие обои, производили фризы, которые использовались вместе с обоями или для украшения гладких стен. Иногда обои сочетали с фризами из литого гипса.
Стены, покрашенные клеевой краской, применялись в более «художественных» домах. Чарльз Ренье Макинтош предпочитал пастельные или белые цвета, оттеняемые рисунком, сделанным по трафарету наверху стены или подчеркивающим какую-нибудь деталь, например, камин или окно.
Франк Ллойд Райт, Макинтош и другие выдающиеся дизайнеры использовали в своей работе деревянные панели. Много примеров проиллюстрировано в журнале «Студио» и в Соединенных Штатах в журнале «Крафтсмен»: во всех случаях традиционные формы уступали место подчеркиванию вертикали с минимальным количеством горизонтальных членений. Облицовка декоративной плиткой использовалась, но за исключением больших и шикарных интерьеров ее применение обычно ограничивалось ванной комнатой.


Потолки

Потолки в интерьерах передовых дизайнеров Арт Нуво часто решались в той же манере, что и стены. Чарльз Ренье Макинтош, например, продолжает свои плоскости в пастельных тонах без разрыва между стенами и потолком, тогда как Франк Ллойд Райт иногда использует те же самые материалы и на стенах, и на потолках или переносит какой-либо мотив с вертикали на горизонталь.
В Англии и Соединенных Штатах, влияние Искусств и ремесел было таким, что простые балочные потолки часто встречаются в комнатах, в которых четко прослеживается стиль Арт Нуво почти во всех остальных деталях.
Однако в большинстве односемейных домов этого периода потолки были довольно традиционными, с сохранившимся правилом - центральная роза плюс лепнина. Это было типично даже для домов, построенных с большим количеством деталей в стиле Арт Нуво. Одним из подходов была модернизация интерьера с помощью потолочных обоев, выполненных с волнистыми узорами, характерными для Арт Нуво: они могли быть раскрашены так, чтобы гармонировать со стеной. Альтернативный подход - просто покрасить клеевой краской и потолок, и весь фриз.
Белые потолки на протяжении всего периода практически не использовались, так как законодатели вкуса, пишущие на тему устройства дома, считали их холодными. Если украшений не должно было быть, использовался оттенок, например, кремовый или серо-голубой.


Полы

Полированный деревянный пол, паркетный или из аккуратно настланных досок был важным элементом интерьеров периода Арт Нуво, так как образовывал прекрасный фон для ковров, являющихся важной деталью в комнате. Он был, конечно, и прекрасной теплой поверхностью.
Вышитые ткани были важным средством для извилистых мотивов дизайна Арт Нуво, на котором заметно французское влияние. Гейвин Мортон из Шотландии создал несколько образцов, которые переводили абстрактные цветочные раппорты Школы Глазго в узоры для ковров машинного и ручного производства. Наиболее распространенным был стиль, использовавший натуральные цветы, заимствованные у движения Искусств и ремесел. Восточные ковры дополняли стиль Арт Нуво.
Узоров для ковров Чарльза Ренье Макинтоша было мало (хотя он и занимался узорами для текстиля на более позднем этапе своей карьеры). Они были по большей части простыми, не бросающимися в глаза, бледных цветов, часто с квадратными мотивами, гармонирующими с другими аспектами комнаты. В некоторых интерьерах Арт Нуво ковры были целиком одноцветными, без узоров.
Плитки особенно использовались в холлах или, зимних садах, где яркие красочные элементы были допустимы.

Камины

Камин был характерной чертой, в которой стиль Арт Нуво мог проявиться во всей красе даже в домах массовой застройки. В работе ведущих дизайнеров он часто увеличивался в размерах с полками и шкафчиками, устроенными в наличнике.
Ч. Р. Макинтош создавал камины, которые повторяли формы его встроенной мебели, и мозаика из цветного стекла вокруг решетки оттеняла цвета, использовавшиеся в комнате в другом месте. Франк Ллойд Райт создавал абстрактные композиции, тянущиеся вдоль стены рядом горизонтальных полос. В типичном интерьере в стиле Прерий камин решается как массивная форма в символическом сердце дома.
Деревянное обрамление использовалось во многих интерьерах, расписывалось или окрашивалось и включало удлиненные формы и стилизованные растительные мотивы. Мрамор или его имитация использовались как материалы с изобилием смелых изгибов: имеется несколько интересных примеров, изображающих скульптуры кариатид с ниспадающими волосами. Но наиболее органические формы встречаются на чугунных наличниках, которые были покрыты графитом. Деревянные и чугунные камины облицовывались керамической плиткой, изготавливаемой с различными узорами: Пилкингтоном, Доултоном и другими в Британии и Америкен Энкаустик Тайлинг Компани в Соединенных Штатах.


Лестницы

Вто время как лестницы континентальной Европы в стиле Арт Нуво были сложной криволинейной формы, чьи железные балюстрады подражали формам морских растений или корневых систем, более прямолинейный стиль, характерный для Британии и Соединенных Штатов требовал менее нарочитой обработки. Дерево оставалось любимым материалом.
В большинстве домов новшества встречаются только в деталях. Многие производители выпускали балясины с резьбой простой формы. Лестничные ковры, которые редко отражали стиль Арт Нуво, использовались с декоративными металлическими стержнями, суживающимися с обоих концов к завершению в виде сердца.
Окна на лестницах вносили свой вклад в общее впечатление, так как имели узор и были высокими настолько, что подчеркивали вертикаль движения, присущего лестнице.
Иногда в манере периода Искусств и ремесел гладкие квадратные балясины были размещены так близко друг к другу, что образовывали вид ширмы. Гладкая изысканная стойка перил могла быть высотой до потолка. Если было свободное пространство на лестничной площадке, его использовали для демонстрации какого-либо замечательного предмета обстановки, например, стула с высокой спинкой, гармонирующего с изящным подвесным светильником.


Встроенная мебель

Хотя встроенная мебель существовала и до 1890-х годов, стиль Арт Нуво создал новые варианты. Переоценка элементов, которые образуют интерьер, привела к большей гибкости в дизайне. Шкаф, например, мог быть частью всей композиции комнаты, а не отдельным предметом; он мог быть расширением книжного шкафа. Камин мог использоваться как полка для выставки красивой посуды и т.п.
Шкафы Чарльза Ренье Макинтоша, украшенные лепным украшением и росписью, которые вторят вертикальности мотивов стены и отдельно стоящей мебели, образуют ниши со встроенными сиденьями. Его камины увеличены вверх и расширены, чтобы в них можно было разместить полку для выставки напоказ посуды. Простые коробкообразные формы с декоративным рельефом, образованным инкрустацией из стекла или металла, являются отличительным признаком стиля Ч. Р. Макинтоша. Его комбинации дерева, окрашенного в белый цвет, с пурпурным цветом стекол и нанесенным по трафарету узором из роз, широко известны, но встроенная мебель может также быть окрашена под черное дерево в темный цвет или быть вощеной. Ручки обычно заглубленные. Можно встретить сиденья, размещенные в углу у камина, но без каких-либо народных элементов.
Франк Ллойд Райт использовал скульптурные возможности встроенной мебели. Даже в небольших домах, где целью было сэкономить пространство, применялись концепции унифицированного декора со встроенной мебелью, связанной с каминами или окнами.


 Главная | Вопросы и ответы | Контакты Копирование материалов сайта разрешается только при уведомлении администрации ресурса и указании первоисточника.  Copyright © Grandmaster