GRANDMASTER - изготовление лестниц, отделка помещений деревянным декором, продажа эксклюзивного деревянного декора
+7 (495) 226-99-62 +7 (916) 132-83-06
 
Погонаж
Изделия
Лестницы
Услуги
Галерея
 Главная  Вакансии  Вопросы и ответы   Контакты  

+7 (495) 226-99-62
+7 (916) 132-83-06
E-mail:info@gdde.ru
 

 Статьи
Стили архитектуры
Современные лестницы
Строим лестницы
Лестницы: особенности выбора
Изготовление лестниц
Конструкции винтовой лестницы
Складные и винтовые лестницы
Монтаж готовой лестницы
Криволинейные элементы лестниц
Лестница в интерьере
Обзор лестниц
Кессонный потолок
Резьба по дереву
Резьба по дереву ч.2
Кессонные потолки
Кессонные потолки ч.2
Кессонные потолки ч.3
Кессонные потолки ч.4
Кессонные потолки ч.5
Элементы стиля
Элементы стиля ч.2
Элементы стиля ч.3
Элементы стиля ч.4
Элементы стиля ч.5
Элементы стиля ч.6
Элементы стиля ч.7
Элементы стиля ч.8
Элементы стиля ч.9
Элементы стиля ч.10
Резьба по дереву Афанасьев-1
Резьба по дереву Афанасьев-2
Резьба по дереву Афанасьев-3
Резьба по дереву Афанасьев-4
Резьба по дереву Афанасьев-5
Резьба по дереву Афанасьев-6
Резьба по дереву Афанасьев-7
Резьба по дереву Афанасьев-8
Резьба по дереву Афанасьев-9

Яндекс цитирования
Rambler's Top100




Элементы стиля (часть 5)


Энциклопедия архитектурных деталей  /избранные главы/
главный редактор: Стефан Кэлоуэй (Stephen Calloway)


ЭДВАРДИАНСКИЙ ПЕРИОД 1901-1914

Новый век и новое царствование: для историка архитектуры такая периодизация очень удобна. Однако ценности и традиции периода царствования королевы Виктории не исчезли с ее смертью в 1901 году, а продолжали существовать во время Эдуарда VII с небольшими вариациями вплоть до Первой мировой войны.
Подобно тому, как правление Виктории видело эволюцию железных дорог, время Эдуарда VII было временем развития моторных транспортных средств. Сначала машина с двигателем была новинкой для наиболее состоятельных граждан, но постепенно для нее нашлось место в каретном сарае, и конюшни стали ненужными.
Вплоть до конца 19-го века лондонцы и жители других городов Англии предпочитали жить в односемейных домах, какими бы высокими и узкими они не были, тогда как в Париже и других городах на континенте многоквартирные дома были обычным явлением уже долгие годы. В правление Эдуарда VII многоквартирные дома появились и в Лондоне в большом количестве. Возможно, стимулом для этого было изобретение электрических лифтов. Усовершенствование водопровода и канализации также сыграло свою роль, в квартирах теперь могло быть центральное отопление и 24-часовое снабжение горячей водой, а также соединение с канализационной системой.
Вскоре стало ясно, что квартиры обеспечивают удобный, надежный и экономный стиль жизни. Многие бога-
тые семьи Англии имели вторые дома за городом и проводили время в путешествиях по разным странам. Было намного удобнее, уезжая, временно закрыть квартиру, чем дом. Всегда был привратник, который мог получать указания. Лучшие дома включали отдельные квартиры с общими гостиными и столовыми, как в больших отелях. Подобные «холостяцкие» квартиры были очень востребованы.
В центре Лондона был резкий подъем строительной активности, который совпал с окончанием многих договоров об аренде, заключенных в георгианский период. Большая часть владения герцога Вестминстерского в Мейфэр 1 была перестроена, как и земли в Портмене и Портленде в районе Марилебона 2 (Marylebone).
К 1900 г. битва стилей более или менее закончилась, и эклектизм был в основном признан. Роскошь и комфорт стали приоритетами, а не главенство одного или другого стиля. Предпочтительным методом в жилищном строительстве в городах был испорченный барокко - нечто среднее между стилями «голландским» и «королевы Анны» с красным кирпичом и белой каменной облицовкой. Модными также были французские стили «Людовиков» (XIV, XV и XVI), особенно в интерьерах квартир, где подражали парижским образцам. Эту тенденцию поддерживал Огден Кодмен (Ogden Codman) и Эдит Уортон (Edith Wharton), два влиятельных писателя, которые выразили свои франкофильские взгляды в книге «Декор в домах» ("The Decoration of House"), опубликованной в Англии и Соединенных Штатах Америки в 1898 г.
В провинции подражание элементам периода Тюдоров оставалось популярным. Народные традиции обеспечивали богатый выбор. Другие мощные течения тоже проникли в основное направление проектирования. Влияние Арт Ну-во, японского стиля и движения Искусств и ремесел можно увидеть в ослабленной коммерческой форме.
В 1911 г. Эрнст Уиллмотт (Ernest Willmott), в книге«Дизайн английского дома» ("English House Design") утверждал, что лучшие работы в жилищной архитектуре были сделаны в предшествующем десятилетии. Он основывал свои главные принципы проектирования домов на нескольких задачах: пропорции, масштаб, ритм, цвет, гармония и текстура. Самые лучшие дома периода Эдуарда VII превосходны во всех этих отношениях. Другим автором, пишущим об архитектуре и вкусах этого периода, был Уолтер Шоу Сперроу (Walter Shaw Sparrow), который в книге «Наши дома и как их улучшить» ("Our Homes and How to Make the Best of Them") говорил, что архитекторы должны иметь три наиболее важных цели:
«1. Со здравым смыслом и сознательно свободно обращаться с лучшими традициями, как готическими, так и классическими.
2. Отказаться от запутанного планирования, которое с 16-го до 18-го веков постепенно разделило пространство дома на такое множество комнат, что они создали дорогостоящий дискомфорт.
3. Достичь сдержанности и экономичности без потери основного комфорта и уединенности».
Средний, скромных размеров эдвардианский дом планировался таким образом, который отражал социальные задачи того времени. Если дом был достаточно большой для предоставления места прислуге, то им отводилось место для жилья позади кухни или наверху на чердаке. Комнаты, предназначенные для семьи, могли состоять из гостиной, в которой принимали гостей, и столовой (часто отделанной дубовыми панелями), с возможным добавлением
бильярдной комнаты и зимнего сада. Библиотека, кабинет и курительная комната могли быть объединены в одну универсальную мужскую комнату. Наверху была одна или две ванные комнаты.
Крупным поставщикам, таким как, например Хэмпто-ны, Уаринг и Гиллоу, Меплес, или Тролоуп и сыновья, поручали создание целых интерьеров. Некоторые из этих компаний позднее превратились в универмаги, другие в строительных подрядчиков или агентов по продаже недвижимости.
Для менее состоятельных были муниципальные и частные проекты многоквартирных домов, доходных домов, образцовых коттеджей и деревень. В 1898 г. Эбенезер Говард опубликовал утопическую идею, которая позднее была сформулирована как «Города-сады будущего». Эта маленькая книга имела огромное и благотворное влияние на строительство недорогого жилья для бедных. Другой ключевой фигурой был Дж.Ст Лоу Стречи (J. St Loe Strachey), издатель «Журнала сельского джентльмена» (The Country Gentleman Magazine), который утверждал, что проблемы уменьшение сельского населения могут быть разрешены лишь 150-фунтовыми коттеджами; эта сумма считалась максимальной, которую сельскохозяйственные рабочие могли вернуть из своей заработной платы.
Для осуществления идей Говарда и Стречи была образована Гарден Сити Компани, которая приобрела участок в Летчворте (Letchworth), Хертфордшир. Архитекторы Паркер и Энвин спланировали его. Был объявлен конкурс на строительство лучшего коттеджа за 150 фунтов. Большинство из 100 поступивших на конкурс проектов сохранились до сегодняшнего дня: от круглого бетонного проекта фирмы Кубиттс Реинфорст Конкрит (Cubitts Reinforced Concrete) до сельского коттеджа Освалда П. Мильна. Летчворт стал образцом для Хемпстед Гарден Сабэрб. Идеалы Гарден Сити (Город-Сад) были использованы практичными коммерческими строителями и сделали заметный вклад в английский пригородный ландшафт.


Двери

Менее торжественная, чем ее викторианская предшественница, эдвардианская парадная дверь может отражать возрождение стиля королевы Анны или Арт Нуво. В богатом доме она делалась по указаниям архитектора и изготовлялась из тикового дерева или необработанного дуба с наличником из тесаного камня или терракоты. Парадные двери более скромных домов изготовлялись из мягкой древесины, которая могла быть окрашена. Выбор красок был разнообразен, и дверные филенки и рамы часто окрашивались в контрастные цвета.
Парадная дверь пригородного дома зачастую имела застекленную верхнюю часть, позволяющую свету проникать в холл. В двери стиля королевы Анны эта панель могла быть гладкой или с прямоугольным стеклом, в то время как двери периода Арт Нуво имели витражи, часто с абстрактным узором. Электрические дверные звонки стали обычной чертой периода, но дверные молотки все еще продолжали устанавливаться.
Для блокированных домов характерны деревянные подъезды с точеными стойками, кронштейнами и резными украшениями, которые можно было приобрести у изготовителей столярных изделий. Облицованные тесаным камнем подъезды встречались в больших домах.
Внутренние двери оставались в традиционном стиле. Они могли быть изготовлены из полированной твердой древесины, такой как тиковое дерево или красное дерево с декорированной металлической фурнитурой или исполнены из менее дорогой мягкой древесины и окрашена.


Окна

Новые способы производства позволяли окнам в стальной раме конкурировать с деревянными. Стандартные стальные профили для оконного переплета производились массово. Рамы могли быть вставлены прямо в приготовленные проемы из кирпича или камня или в деревянные подрамники. В более дорогих домах предпочитали окна из пушечной бронзы или бронзы, которые были более предпочтительными материалами: они не нуждались в окрашивании и не требовали ухода.
Хотя металлические рамы позволяли отказаться от скользящего подъемного окна, строители продолжали устанавливать подъемные окна с деревянными рамами. В окнах в стиле королевы Анны верхний оконный переплет
состоял из маленьких панелей стекла, разделенных несколькими толстыми горбыльками, а нижняя половина состояла из одного стекла. Эркеры продолжали оставаться характерной чертой блокированных домов.
Цветные стекла были популярными для окон лестниц и для лестничных площадок, особенно, если были видны соседям. Влияние Арт Нуво часто проявлялось в проектах такого типа.
Наружная окраска оконных подъемных или створных переплетов выполнялась в контрастном цвете для подоконника и подрамника. Зеленый и кремовый были предпочтительными, хотя кремовый сочетали и с другими цветами, теми, что имелись в наличии.


Стены

Эдвардианские стены часто демонстрируют экстраординарную смесь исторических стилей. Георгианские формы были наиболее популярны, а утонченные гирлянды в стиле Адамов могли сопутствовать строгим ранним геор-гианским лепным украшениям. Все это могло быть отделано обоями Ридженси Страйп (Regency Stripe). Классический французский стиль был популярен у владельцев квартир, которые хотели произвести сильное впечатление.
С появлением быстро затвердевающей штукатурки, такой как Кинес енд Париан Цемент (Keenes and Parian Cement), и большого количества всевозможных смесей красок, дилетанту стало возможным легче отделать свое жилье. Качество обоев улучшилось, и каждый сезон появлялись новые варианты. Тисненая бумага, такая как тинекастл (Tynecastle), анаглипта (Anaglypta) и линкруста -Уолтон (Lincrusta - Walton) были необычайно популярны. Они были недорогими, и некоторые образцы могли быть окрашены. Различные материалы часто комбинировались, в анаглипте фриз иногда мог идти поверх холста, быть обрамленным покрашенными в белый цвет полосами из хвойного дерева (сосны или ели).
Тинекастл Компани разработала факсимильные деревянные панели из тисненного тонкого пергамента. Так как они создавались из сжатой бумаги на полотняной подкладке, их можно было нарезать на куски нужного размера. Дубовые или ореховые панели применялись лишь в самых богатых домах; образцы в стилях Tudorbethan или георги-анском были необычайно распространенными.


Потолки

Потолки обычно были более низкими и простыми, чем в Викторианский период. Это соответствовало возрождению народных мотивов. Например, карнизы больше не считались важными.
Пристрастие к архитектуре Тюдоров видно в дубовых балках с гипсовым заполнением и в потолках, покрытых стукко в низком рельефе. Волокнистый гипс, предварительно отлитый, был популярен, он отливался секциями и имел высокое качество отделки. Банкарт (G. P. Bankart) изготовлял многие узоры, включая некоторые в стиле Адама.
Многочисленные недорогие материалы поставлялись на массовый рынок. Декоративные прикладные мотивы делались из композита - смеси, основанной на древесине или бумаге. Сжатая бумага и холст, материалы, такие как: корде-лора (Cordelora), анаглипта (Anaglypta) и тинекастл Тейпестри (Tynecastle Tapestry) достигли периода своего расцвета: популярны были плетеный орнамент в стиле Тюдоров и различные георгианские стили, включая стиль «Адамов». Полированные дубовые галтели часто прикреплялись в больших панелях к гладкому оштукатуренному потолку. Обои для потолка с бледным серебряно-серым рисунком на белом фоне считались стильными. Рисунок обычно имел плавные линии с регулярным повторением в каждом направлении. Электрический свет положил конец необходимости часто производить косметический ремонт.
Стальные потолки с чеканкой, заимствованные из Соединенных Штатов, иногда имитировали исторические лепные образцы. Большие листы могли быть наложены на уже существующие потолки.


Полы

Половицы, соединенные в шпунт, были наиболее популярным покрытием для полов. Навощенные или полированные дубовые или тиковые доски использовались в богатых домах, но сосновые встречались намного чаще. Они могли покрываться лаком по краю, обрамляя ковер (покрывающий весь пол ковер использовали для главной комнаты в богатых домах). Паркетный бордюр был популярен в отделке главных комнат. Хороший паркет настилался из паркетин толщиной в один дюйм (2,5 см). Однако тип, используемый в пригородных виллах, был более тонким и поставлялся в виде собранных панелей, прикрепленных к подкладке из ткани, и укладывался прямо на половицы. Полы из деревянных шашек настилались на цементное основание, покрытое битумом. Шевронный узор, окра-
шенный или полированный, использовался наиболее часто. Подобные полы применялись на кухнях и в коридорах и в общих комнатах пригородных домов.
Прихожие имели пол из красных плиток. Причудливые формы, такие как шестиугольники, были излюбленным мотивом. Пол в кухне покрывали квадратными плитками со стороной, равной шести дюймам (15 см.). Полы ванных комнат отделывались черными и белыми плитками, создавая клетчатый рисунок, хотя линолеум был более теплой и менее дорогой альтернативой. Линолеум был чрезвычайно распространенным материалом для подсобных помещений. Много новых, основанных на цементе видов покрытия имитировали мозаику, мрамор или камень; настоящий мрамор применялся лишь в самых богатых домах.


Камины

Главное внимание на протяжении всего периода в том, что касалось камина, было нацелено на более эффективное расходование топлива. Постепенно технология медленного горения усовершенствовалась. Боковые стенки каминов могли быть сделаны из огнеупорного кирпича и скошены по бокам, с наклоном задника вперед, так, чтобы отдавать больше тепла в комнату. Скошенные бока уменьшали размеры решетки, и поэтому нужно было меньше топлива. Часто решетки вентилировались непосредственно снаружи, и это способствовало тому, что холодный воздух не проходил через комнаты.
В сельских местностях, где дерево использовали как топливо, тоже хотели создать роскошный вид или стиль Тюдоров (например, в вестибюлях); отдельно стоящие каминные решетки на ножках оставались все еще популярными, позволяя жечь большие бревна. Прикаминное место с сиденьями было популярным и, защищало от сквозняков.
Камины имели различные формы. В это время наибольшее применение нашли глазурованные плитки, они были более изящными, чем в Викторианский период. Простые ясные цвета с металлизированной глазурью были популярны. В верхнюю часть камина встраивали маленькие полки для украшений или для книг. Они были разнообразными, если подражали моделям в стиле Арт Нуво, и строгими, если подражали моделям в стиле королевы Анны и георгиан-ском. Классические деревянные камины были зачастую сосновыми и окрашенными в блестящую или матовую геор-гианскую зеленую краску.


Лестницы

Основным отказом от викторианства было желание иметь хороший холл с лестницей, даже в относительно скромных домах. Миссис Пил в своей книге «Новый дом» (The New Home), опубликованной в 1903-м г., рекомендует создавать сводчатый проход между холлом и передней гостиной небольшого блокированного дома. Таким образом, полученное пространство считалось подходящим и для приема гостей и могло использоваться как столовая. Ширма помещалась поперек угла, прикрывая парадную дверь. В домах большего размера пытались оставить место для лестниц в большом вестибюле, обычно с большим камином или уютным местом у камина. В средних домах лестницы мало отличались от позднего викторианского периода. Декор георгианский и в стиле «Адамов» мог применяться в более крупной балюстраде, но во многих домах, в которых отразилось влияние стиля Искусств и ремесел, предпочитали простые лестницы с тонкими, не декорированными балясинами, размещенными рядом друг с другом.
В домах среднего класса стало обычным для домохозяек делать самим уборку. Металлические прутья для крепления дорожек, которые до этого были почти всегда из латуни и нуждались в полировке один раз в неделю, теперь стали изготовлять из дуба, что не требовало ухода. Лепные украшения викторианских лестниц стали делать не такими глубокими для более легкой чистки.


Встроенная мебель

Встроенная мебель была особо популярна в квартирах благодаря более рациональному использованию пространства. В спальных и туалетных комнатах как квартир, так и односемейных домов, встроенные гардеробы устраивались чаще, чем раньше. Там, где потолки были низкими, гардеробы могли быть сделаны во всю высоту комнаты, чтобы избежать скопления пыли наверху. Однако в комнатах с высокими потолками решали не доводить шкафы до потолка, так как верхние полки вряд ли будут использоваться, но могут стать убежищем для грызунов и насекомых; обычно их делали высотой до плеча. И комод так же мог быть встроенным, часто со шкафчиком наверху; весь ансамбль соответствовал панельной обшивке стен. Предпочитались встроенные туалетные комнаты, так как считалось, что вредно для здоровья спать в комнате, где хранятся одежда и обувь. Шкафы могли иметь несколько открытых полок для украшений. Маленькие спальни в квартирах иногда имели стенку, объединяющую туалетный столик, ящики для одежды и умывальник.
Библиотеки часто оборудовались регулируемыми полками, закрывающимися стеклянными дверцами. В столовой и гостиной стены имели ниши с каждой стороны от камина, в которых находились встроенные шкафчики или открытые полки для украшений. В квартирах мог быть даже пресс для белья.
Кухонные шкафы этого периода обычно имели закрытые шкафчики, обшитые панелями, и менее глубокие застекленные шкафчики.


Изделия из дерева

Уединение стало цениться больше, чем когда-либо в скромных садах эдвардианских пригородов, поэтому ограждения стали важным элементом. Сосна использовалась как дешевый материал: с обработкой под давлением теперь она могла служить дольше без новой покраски.
Особо можно отметить применение изделий из дерева в зимних садах и теплицах. Фирма Уильям Купер Лтд, одно из самых больших производств столярных изделий в Лондоне, продавала в год около 10 ООО зимних садов и теплиц в эдвардианский период.
Трильяж, или декоративные решетки, стал модным и для зимних, и для городских садов. Известным изготовителем
был Дж.П. Уайт из Бедфорда, специализирующийся на садах, включающих ширмы для глухих стен и ниш, а также решетки и обелиски.
Возрождение стиля Тюдоров в предместьях проявилось в использовании фальшивых деревянных щипцов - балки из темной древесины с оштукатуренными панелями между ними. Деревянные балконы, подъезды, кронштейны карнизных свесов и лобные доски делались очень оригинально.
Альтернативным решением щипца было применение обшивки досками с волнообразными концами из дуба или вяза, которые придавали грубоотесанный вид беседкам, гаражам и садовым постройкам.

 Главная | Вопросы и ответы | Контакты Копирование материалов сайта разрешается только при уведомлении администрации ресурса и указании первоисточника.  Copyright © Grandmaster