GRANDMASTER - изготовление лестниц, отделка помещений деревянным декором, продажа эксклюзивного деревянного декора
+7 (495) 226-99-62 +7 (916) 132-83-06
 
Погонаж
Изделия
Лестницы
Услуги
Галерея
 Главная  Вакансии  Вопросы и ответы   Контакты  

+7 (495) 226-99-62
+7 (916) 132-83-06
E-mail:info@gdde.ru
 

 Статьи
Стили архитектуры
Современные лестницы
Строим лестницы
Лестницы: особенности выбора
Изготовление лестниц
Конструкции винтовой лестницы
Складные и винтовые лестницы
Монтаж готовой лестницы
Криволинейные элементы лестниц
Лестница в интерьере
Обзор лестниц
Кессонный потолок
Резьба по дереву
Резьба по дереву ч.2
Кессонные потолки
Кессонные потолки ч.2
Кессонные потолки ч.3
Кессонные потолки ч.4
Кессонные потолки ч.5
Элементы стиля
Элементы стиля ч.2
Элементы стиля ч.3
Элементы стиля ч.4
Элементы стиля ч.5
Элементы стиля ч.6
Элементы стиля ч.7
Элементы стиля ч.8
Элементы стиля ч.9
Элементы стиля ч.10
Резьба по дереву Афанасьев-1
Резьба по дереву Афанасьев-2
Резьба по дереву Афанасьев-3
Резьба по дереву Афанасьев-4
Резьба по дереву Афанасьев-5
Резьба по дереву Афанасьев-6
Резьба по дереву Афанасьев-7
Резьба по дереву Афанасьев-8
Резьба по дереву Афанасьев-9

Яндекс цитирования
Rambler's Top100




Элементы стиля (часть 10)


Энциклопедия архитектурных деталей  /избранные главы/
главный редактор: Стефан Кэлоуэй (Stephen Calloway)



СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА с 1975 г. до сегодняшнего дня


1970 годы — плодотворный и в то же время бурный период в развитии архитектуры, когда была утрачена вера в модернизм и начались поиски новых архитектурных решений. В Великобритании основной причиной разочарования являлась неспособность послевоенных приверженцев модернизма придерживаться своих идеалов в дизайне жилых зданий. Финансируемое государством жилищное строительство предоставляло архитекторам того времени больше заказов, в отличие от частных лиц. Но использование механизированных методов строительства для ускорения постройки домов давало лишь кратковременную экономию, поскольку зданиям требовалось дорогое техническое обслуживание, при этом наружное оформление зданий становилось причиной роста актов вандализма.
На территории всего Западного мира начался важный этап по сохранению старинных зданий, который нашел отражение в декларации 1975 года как Год европейского архитектурного наследия. В 1976 году, в год 200-летней годовщины Американской революции, в Соединенных Штатах был принят Закон о налоговой реформе, который поощрял реставрацию старинных зданий. Это оказало влияние на государственный и частный секторы.
Дизайн интерьеров отражал возобновление интереса к истории, и в их декорировании присутствовало много исторических деталей. На протяжении 1950-60-х гг. английский декоратор Джон Фаулер выпускал серию работ «Взгляд на английский загородный дом», и они порождали имитации даже спустя много лет после его смерти, достигнув апогея популярности в 1980-е годы.
Такой вид декора выделяли многочисленные драпировки и мебель в георгианском стиле, и с момента возрождения в 1890-х гг. никогда полностью не выходил из моды. Однако сегодня подобный дизайн отличает пышное разнообразие, с появлением общественных субкультур, таких как скауты Слоана, «золотой» молодежи (выпускников элитных университетов), the Yuppies и более продвинутых законодателей моды, например «Новых Георгианцев».
Наряду с этим направлением в дизайне наблюдается более «точный» возврат к прошлому, во главе которого в Великобритании стоит Куинлен Терри, последователь одного из наиболее искусных архитекторов классического стиля предыдущего поколения Реймонда Эрита (умер в 1973 г.). Загородные резиденции, построенные по проекту Терри, в том числе дом в Кентукки, были более вычурными, чем дом работы Эрита, отражая растущую самоуверенность богатых покровителей архитектуры 1980-х гг.; он предпочитал тщательно продуманный классический декор. Леон Крайер, родом из Люксембурга, но живший в Лондоне, был связан с европейским направлением традиционного урбанизма, и, рассуждая о возврате к простоте национальных традиций, все больше склонялся к классическому стилю. В 1978 году Крайер начал составление строительных нормативов для небольшого нового частного городка Сисайд во Флориде. Сюда входил перечень основных правил о размерах и расположении домов на участках для соответствия социальным принципам. Американцы лелеяли надежду, что эти нормы помогут вернуть такие простые радости, как английская терраса в георгиан-ском стиле, четко спланированные улицы с отдельно стоящими деревянными домами с крылечками, как в Чарльстоне и других южных городках.
В 1990-е годы такой строительный регламент пропагандировался движением «Новый урбанист», и благодаря этому экономика свободного рынка позволила обеспечить необходимый контроль за планировкой домов. После коммерческого успеха Сисайда (где в соответствии с вышеуказанными нормами построли несколько зданий в стиле модернизм) это начинание было с радостью подхвачено.
В 1987 году принц Уэльский совместно с Леоном Крайе-ром начал проектировать аналогичный Сисайду городок в Паундбери, графство Дорсет, постройка которого началась в середине 1990-х, с его аккуратными «традиционными» домами, тесно прилегающими друг к другу на живописных извилистых улочках, скорее европейских, чем британских по своему внешнему виду.
После публикации в 1975 году статьи «Расцвет архитектуры постмодернизма» ее автор, англо-американский критик Чарльз Дженкс, в 1976 году написал целую книгу, благодаря которой постмодернизм стал общепринятым стилем. По мнению Дженкса, термин «постмодернизм» включал в себя любое отклонение от строгого модернизма. Идейными вдохновителями этого направления стали такие теоретики архитектуры, как Роберт Вентури и Майкл Грейвз. В Англии же архитекторы нового поколения, например Пирс Гоф и Джереми Диксон, вынужденные работать на коммерческих застройщиков, когда политика Маргарет Тэтчер привела к почти полному разрушению государственного сектора, создавали свежие и оригинальные современные варианты лондонских террас.
Когда принц Уэльский в 1984 году впервые публично проявил свое недовольство современной архитектурой, он обнаружил большое количество сторонников. В результате многие архитекторы почувствовали шаткость своего положения и ушли в тень для защиты своих профессиональных интересов. Тем не менее в Великобритании движение «Хай-тек» под предводительством Ричарда Роджерса, Нормана Фостера, Николаса Гримшо и Майкла Хопкинса все так же носило черты модернизма, хотя немаловажным было и то, что все эти архитекторы избегали обнажения бетонных конструкций в своих постройках из-за его низкой популярности. Вместо этого они использовали металлические конструкции, отдавая дань легким калифорнийским проектам и обнажая как можно большее количество металлических структур и вспомогательных элементов.
В Соединенных Штатах также наблюдалось аналогичное отрицание модернизма, лидером которого был знаменитый архитектор Филип Джонсон, приложивший в 1930-е гг. столько усилий для процветания этого стиля. Хотя знаменитый Гласс Хаус Джонсона был построен в Нью-Канаане, штат Коннектикут, 1949 г., в строго модернистском стиле, его более поздние постройки в том же месте несли все больше черт постмодернизма. Архитекторы «Нью-йоркской пятерки», в том числе Питер Айзенман, Чарльз Гуотми и Ричард Мейер, чьи ранние работы изображены на иллюстрациях в предыдущей главе, закрепили свою репутацию мастеров, создававших в стиле, промежуточном между модернизмом и постмодернизмом, отражая общий настрой других представителей своего поколения. Американские архитекторы игнорировали пример Фрэнка Ллойда Райта и маскировали конструкции создаваемых ими зданий, хотя Барт Принс, работавший вместе с бывшим помощником Райта Брюсом Гоффом, продолжил нестандартные идеи Райта при создании деревянных домов.
На примере дома, построенного по проекту Фрэнка Гири в Санта-Монике, 1979 г., можно увидеть, как простое начинание, в данном случае модернизация архитектором своего дома, приводит к изменению целого архитектурного направления. Явно случайное сочетание архитектором Гири дешевых строительных материалов, идущее от постмодернизма, привело к появлению современного направления «Деконструкции», в котором архитектура является средством художественного выражения, а функциональность часто является менее важной, чем форма.
К середине 1990-х гг. вновь возрождается интерес к модернизму, и дом, построенный компанией «Фьюче системе» в Айлингтоне, 1994 г., стал чуть ли не национальным событием. Новое поколение покровителей архитектуры, по-видимому, стремится к экспериментам в современном дизайне, и, как и в 1960-е гг., такие заказы часто достаются молодым архитекторам, желающим завоевать общественное признание. Однако до сих пор оставалось проблематичным получить разрешение на строительство современных зданий, поскольку при их создании необходимо было
учитывать архитектурный облик уже существующих построек. Один из наиболее оригинальных архитекторов Джеймс Горст, работавший в 1990-е гг. по частным заказам, в начале десятилетия создавал работы в классическом стиле, а в конце 90-х построил дом в Глиб Плейс, Челси, в стиле движения Искусства и Ремесла, выбрав этот стиль отчасти из-за того, что его клиенту не пришлось обращаться за разрешением в высшие инстанции.
Постепенно архитекторов во всем мире стал все больше заботить тот факт, что владельцы домов, потреблявших наибольшее количество энергии, должны изменить своим привычкам и установить собственную систему отопления, освещения и вентиляции с минимальной выработкой углекислого газа. Кроме того, требовалось сократить использование невосстановимых природных ресурсов, как в форме сырья, так и в виде органического топлива, необходимых для производства стали, стекла, алюминия и цемента. Когда в 1972 году был опубликован отчет Римского клуба «Пределы роста», в моду вошла «зеленая» архитектура, ставшая чем-то вроде благотворительного начинания. На протяжении 1990-х гг. было собрано большое количество доказательств разрушения озонового слоя и начала парникового эффекта, вызванных накоплением углекислого газа, таким образом, тема «восполнения» природных ресурсов стала предметом споров, на которую, однако, многие архитекторы обращали внимание только на словах.
В Великобритании архитектор Билл Данстер, проработавший несколько лет под началом Майкла Хопкинса, стал одним из ведущих представителей компании «Зеро (Фоссил) энерджи дивелопмент» (Zero (Fossil) Energy Development; ZED). В начале своего творческого пути он построил дом для своей семьи, в котором продемонстрировал возможность использования слоеных масс (тонких стен), солнечного света (попадающего через окна и застекленные крыши) и высококачественных изоляционных материалов для уменьшения затрат энергии на обогрев при одновременном улучшении комфорта. В своей планировке дома в Беддингтоне, Суррей (BedZED, построен по заказу компании «Пибоди траст» в 1999 году), архитектор переносит эти идеи на строительство новых зданий, пригодных для продажи и сдачи в аренду. Везде, где возможно, используются отходы производства, и почти все материалы привозились поставщиками с расстояния не далее 40 км, чтобы сократить энергетические расходы на их перевозку. Житель такой постройки, как BedZED, при большом усилии может сократить свое «насилие над экологией» (уменьшить количество необходимой ему земли для удовлетворения потребностей) втрое.
В последние годы в Великобритании резко поднялись цены на дома, поэтому для снижения цены строительства архитекторы снова обратились к сборным конструкциям. В Японии строительством домов занимается автокомпания «Тойота», в Швеции тем же занимается мебельная компания «ИКЕА». Пример по Великобритании — адаптация контейнеров для жилья, что можно видеть в красочном Контейнер Сити II в Восточном Лондоне, построенном компанией «Урбан спейс менеджмент».
Одной из разновидностей современной архитектуры является минимализм, предоставляющий большой выбор нетрадиционных решений, но идущий вразрез с принципами постмодернизма. В Великобритании он достиг пика популярности во второй половине 1990-х гг., когда почти в каждой газетной колонке о жилье приводился очередной вариант минималистского дизайна и высказывалось недоумение, где же жители таких домов хранят свои вещи.
В этом стиле ощущалось желание богатых клиентов построить современные дома в больших городах, где они и мечтать не могли о том, чтобы найти новый, незастроенный участок; поэтому им приходилось менять интерьер уже имеющихся домов или «чердачных» помещений в старых промышленных лондонских и манчестерских зданиях, имитируя постройки Манхэттена. В интерьерах в стиле минимализм почти всегда доминирует белый цвет, стены замазаны мягкой текстурированной штукатуркой, а дощатые полы лишены покрытия. В них ощущается влияние японских традиций с их стремлением к простоте и натуральным материалам с хорошим солнечным освещением. Ковры и занавески являлись недопустимыми аксессуарами, чтобы комната могла пропускать громкие звуки, как, например, в ресторанах в стиле минимализма, спроектированных Джоном Посоном и Клаудио Сильвестрином.
Благодаря своей упорядоченности, минимализм позволяет оптимальным образом использовать внутреннее пространство. Поэтому неудивительно, что в таких интерьерах современное оборудование для высококачественной аудио- и видеотехники уменьшается в размерах и становится почти незаметным, если его маскируют под другие предметы, например под картину или зеркало.
Революция в информационных технологиях 1990-х гг. и изменение структуры занятости привели к тому, что рабочий кабинет в доме стал обычным явлением. Проектировщики стали использовать оборудование и структуру помещений одновременно для «жизни и работы», в отличие от зональных разграничений предыдущих периодов. В былые времена кабинет считался полем деятельности мужчин и отделялся от суеты главных комнат. Теперь же рабочий кабинет располагается ближе к центру дома и считается его неотъемлемой частью. Такие дома по своей конструкции часто напоминают городскую мастерскую художника — высокие потолки, коридор и обилие света; такие студии также служили образцами для комнат с высокими потолками в старинных зданиях. Многоуровневые интерьеры также часто использовались для разграничения многофункциональных комнат.
Современное электронное оборудование также быстро уменьшалось в размерах, и небольшие портативные компьютеры с плоским экраном почти полностью вытеснили громоздкие мониторы с электронно-лучевой трубкой. Компания Apple является ведущим производителем, для которого компьютер служит «позиционным» товаром, ценность которого увеличивается за счет дизайна. После разработки в 1997 году компьютера iMac с его яркими кра-
сками, компьютеры "Макинтош" компании Apple стали вы-
пускаться в белых тонах, чтобы не выделяться на фоне минималистского интерьера.
Наружное оформление домов также становилось более непритязательным. Сложно сказать, было ли это стремлением угодить проектировщикам или это стало главным стилем архитектурной выразительности начала 21 столетия. Дом «Электра Хаус», построенный по проекту архитектора Дэвида Аджея в Уайтчепле, Лондон, 1998-2000 гг., обращен к улице абсолютно глухой стеной. Тогда как «Дёрти Хаус» (Грязный дом), 2000-2002 гг., построенный им для двух художников в Шодитче, с наружной стороны окрашен в черный цвет скользкой краской антиграффити со вставками из зеркального стекла. Пятиэтажный, полностью застекленный дом «Гэп Хаус» работы Джо Хейгана в Клерке-нуэлле втиснут на узком участке между зданиями и хорошо вписывается в окружающую застройку. Дом Элдриджа Сме-рина, построенный в заповедной зоне Хэмпстеда, напоминает большой электронный комплекс, втиснутый в пространство между двумя другими домами, а телецентр в Клер-кенуэлле по проекту Тони Фреттони выкрашен темно коричневой краской под цвет сажи.
Недавно построенные специализированные дома отражают изменение социальной структуры семьи: раньше под одной крышей мог жить один человек, а теперь несколько семей. Минимализм — это не просто эстетическое направление; он до сих пор остается доминирующим стилем и хорошо справляется с происходящими изменениями, отчасти из-за того, что в этом стиле делается акцент на свободном пространстве и ликвидировано понятие об особом назначении дома. Архитектор Марк Гард говорит о квартире, спроектированной им в перестроенном административном здании Пайпер Билдинг в Фулхеме, следующее: «Доверие к дизайнеру означает, что конечный результат произведет ожидаемый эффект. Мы уверены, что, войдя в квартиру, вы ощутите ее внушительные размеры, вам не бросятся в глаза все пять спален в виде квадратных отсеков, предназначенных для различных целей».


Двери

На представленных иллюстрациях ясно видны различия в архитектурных вкусах конца 20 века. Некоторые архитекторы и непрофессиональные застройщики проектируют двери старомодных образцов, занимающие важное место в центре возвышения, традиционно на дверях делался какой-либо зрительный акцент, например: дверь в виде арки, дверь с крыльцом или фронтоном в форме перевернутой буквы V или хотя бы просто с отделкой. В начале 20 века эти элементы были вытеснены модернизмом, и последующие его сторонники стремились убрать подобные детали.
Различия наблюдаются и во внутреннем убранстве домов. Архитекторы эпохи модернизма создают двери, похожие на окна, либо вообще обходятся без них. Если дверь
необходима для разграничения между комнатами, дизайнеры любят импровизировать со стеклянными панелями, необычной дверной фурнитурой, делают двери раздвижными, а не на петлях, либо создают двери, нехарактерные для жилых зданий.
В дверной фурнитуре также отразились изменения стиля. Более известные фирмы-производители прилагают максимум усилий, чтобы предложить покупателям разнообразие изделий в традиционном и современном стиле, тогда как недавно созданные компании выпускают изделия исключительно современного характера. Вряд ли можно изменить основную функцию дверных ручек, однако предел фантазии для создания небольших вариаций неограничен.



Окна

Наиболее важное место в современной архитектуре занимает свет, и задача архитектора состоит в использовании света наилучшим образом. После войны были разработаны новые технологии производства стекла, а благодаря эпоксидной смоле стало возможным склеивать стекло. Такие методы явно пришлись бы по вкусу архитекторам раннего модернизма.
Если полная прозрачность окон не требуется, современные архитекторы рассматривают их как абстрактную поверхность здания и расширяют их сверху донизу комнаты либо используют такие материалы, как стеклоблок, оставляющие нас в сомнении относительно того, окно перед нами или стена.
Даже в домах с довольно простой планировкой окна иногда выступают вперед со стороны фасада здания или расположены в углублении за ставнями, благодаря чему их дизайн становится менее предсказуемым. Угловые окна красиво смотрятся во внутренней планировке и, несомненно, придают современный вид зданию со стороны улицы.
Во многих домах, построенных в традиционном стиле, древесина вытеснила некоторые вычурные виды пластиковых окон, и в настоящее время широкое распространение получили встроенные оконные деревянные рамы с двойными стеклами. Небольшие окна больше соответствуют современным экологическим требованиям, поэтому дома почти из сплошного стекла скоро могут кануть в прошлое.


Потолки, полы и стены

В 1980-е годы вновь вошло в моду декоративное раскрашивание отдельных фрагментов интерьера, в том числе трафаретная печать, окрашивание под мрамор, пунктирный рисунок и лоскутные панно, которые не имели широкого распространения с 1920-х. гг. Такие книги, как «Магия красок» Джокасты Инза сразу становились бестселлерами и заставляли новых домовладельцев периода правления Маргарет Тэтчер забыть о трафаретной печати. Впервые в продаже появились «старинные» палитры красок, что позволило улучшить диапазон цветовых оттенков, а Джеймс Эйрс в своих книгах познакомил читателя с яркими и самобытными декоративными стилями прошлых лет. Трафаретная печать всегда была особенностью американского национального дизайна, и в 1970-е гг. владельцы деревянных домов расписывали дома красками под старину.
Такая реакция против простоты модернизма продолжалась недолго, хотя сторонники минимализма обладали достаточными знаниями о цветах и красках. В то же время отделка на известковой основе (декоративная и обычная штукатурка или цветная известковая побелка) стала пользоваться спросом у некоторых современных архитекторов.
В 1990-е гг. стены и полы заметно упростились, хотя высоко ценилась оригинальная фактура каменных стен, например под «соломенные скирды», при перестройке старинных зданий, и в то же время изобретались оригинальные элементы дизайна для новых зданий.


Камины

В конце 20-го столетия камин, истощив свой функциональный потенциал, приобрел популярность и стал показателем положения в обществе, в зависимости оттого, является ли он прекрасно сохранившимся подлинником эпохи или современным предметом интерьера. В комнатах без каминов отсутствовал центр, «фокус», что в переводе с латинского означает «очаг».
Растапливаемые древесиной печи, помогавшие пережить зиму, появились в Великобритании в 1970-е гг., как раз когда из-за болезни вязов остались излишки дров. Такие печи до сих пор дают очень много тепла и позволяют нагревать воду. Но, в отличие от каминов, таким печам недоставало вида и успокаивающего тепла открытого огня и
его тысяч калорий, вылетающих из дымохода и исчезающих в небе. Долгие годы иностранцы считали это зрелище эксцентричной принадлежностью англичан.
В этот период распространена торговля антикварными каминами, которая приобрела значительные размеры по мере того, как георгианские и викторианские камины вернулись из забвения после реставрации, а когда поток оригиналов начал иссякать, на рынке появились имитации тех времен. В 1980-е гг. появились газовые камины, напоминающие камины, растапливаемые углем, что намного упростило процесс разведения огня. Хотя эти камины давали меньше тепла, они причиняли меньше неудобств, и их колеблющееся пламя могло гореть и в старинных каминах.


Встроенная мебель

На современном этапе дизайнеры уделяют большое внимание изготовлению мебели для хранения вещей. Для минимализма характерно появление скрытых пространств, в которых стенные панели самостоятельно раскрываются при прикосновении, при отсутствии дверных ручек. Сторонники теорий о взаимосвязи тела и духа призывают к визуальной ясности и чистоте окружающего пространства, полагая, что это позволяет очистить разум.
Некоторые изобретения, например раскладные кровати, стали столь же популярными, как и в начале столетия, когда Чарли Чаплин в одной из незабываемых комических сцен своего фильма столкнулся с такой кроватью. По мере уменьшения размера домов и квартир уединение уже не играет особой роли. Другие виды мебели для хранения, например, встроенные книжные полки до сих пор позволяют дизайнерам проявить свою фантазию.
Некоторые детали, например колесики под шкафчиками, помогают дизайнеру приспособить выполненную по заказу мебель для хранения в зависимости от индивидуальных вкусов заказчика и имеющегося в распоряжении пространства. Наиболее распространенными строительными материалами являются древесина и деревянные панели, хотя в домах часто встречается мебель фабричного производства из металлических конструкций. Такая мебель служит не просто нейтральным фоном, но и оказывает положительное влияние на формирование пространства комнаты.


Изделия из дерева и металла

В 1970-е г. вырубка леса, особенно твердых тропических сортов дерева, стала вызывать беспокойство, и сегодня поставщики древесины используют такие системы сертификации PEFC (Схема общеевропейской сертификации в лесном хозяйстве, Программа по объединению схем лесной сертификации) или FSC (Лесной попечительский совет). Но, несмотря на экологические последствия вырубки леса, древесину продолжают использовать для строительства домов. Британская организация «Дерево навсегда», основанная в 2000 г., приветствует использование древесины из восстановимых источников, поскольку использование земли для выращивания нужных сортов дерева улучшает экологию. Как показала в последние годы актив-
ная деятельность по спасению леса, древесина также вполне пригодна для повторного применения. В крайнем случае ее можно использовать в качестве топлива.
Древесина остается излюбленным строительным материалом в Великобритании и США; там существуют многовековые традиции строительства, но каждый дизайнер полагается на собственный вкус. Но теперь древесина не так часто встречается в работах наиболее известных архитекторов, считающих ее не слишком оригинальной. Они заменяют ее различными видами металлов, даже невзирая на то, что затраты на электроэнергию при работе с наиболее востребованными в архитектуре металлами, такими как сталь и алюминий, чересчур высоки.


БРИТАНСКАЯ НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА

Британская народная архитектура включает в себя огромное количество различных стилей, которые можно увидеть в тысячах домов, построенных между поздним средневековьем и промышленной революцией - примерно в период с 1350 по1800-е гг. Эти стили отражают как культурные, так и материальные различия между разными районами.
Норманнское завоевание 1066-го года заложило основы мирной и политической стабильности, которая, в конечном счете, сделала значительное число крестьян и торговцев достаточно богатыми, чтобы позволить себе роскошь иметь постоянный дом. До этого обычные дома разваливались всего через одно поколение или около этого. Теперь люди обращались ко все расширяющейся группе мастеров - каменщиков, плотников, укладчиков кирпича, штукатуров, кровельщиков, плиточников, стекольщиков и так далее, - которые приобретали свои навыки в данной местности, учась на примере других. Они разрабатывали собственные методы, которые затем легли в основу народных стилей, обеспечив их богатое разнообразие. Эти методы отличались не только используемыми материалами, но и способом, которым эти материалы применялись для художественного оформления домов.
Стоило этим стилям появиться, они существовали, по крайней мере, в течение нескольких поколений, в результате трудно установить дату постройки дома в народном стиле. Обычай добавлять к жилью пристройки за годы его существования делает процесс установления даты еще более трудным.
Хотя народный стиль мог отражать модные стили, которые применялись в масштабе всей страны в богатых домах, необходимость экономии требовала приспособления к местным условиям. Стоимость доставки строительных материалов издалека была слишком высокой для обычного жилья, поэтому вместо них использовали местные материалы, и это часто налагало некоторые ограничения на проект. Более того, познания местного мастера в искусстве проектирования могли иногда включать только наивное понимание принципов строительства ограниченного числа домов, уже считавшихся в более высоких кругах старомодными. Царил консерватизм, но это не ограничивало воображение.
Региональные различия определялись не только наличием местных материалов, но и неодинаковым достатком у людей. Давно установившаяся концентрация богатства в южной и восточной частях Англии привела к раннему появлению там домов, простроенных в народном стиле. Однако там, где лендлорд был склонен к стяжательству, крестьяне (или йомены, как их стали называть) и торговцы не имели ни доли этого богатства; и наоборот, имелись более бедные местности, где йомены могли процветать и, следовательно, строить хорошие, хотя и скромные дома. Сочетание неплодородной земли и властного землевладельца могло помешать развитию народной архитектуры. Социальные и политические обстоятельства благоприятствовали йоменам Кента больше, чем другим. Они были известны своим богатством задолго до конца средневековья. Все еще существуют тысячи их средневековых фахверковых домов, и многие из них имеют большие размеры. В Девоншире, наоборот, крупные землевладельцы захватывали все богатства в свои руки, и дома йоменов были в основном скромными. Имеются свидетельства того, что в некоторых частях Пеннин на севере Англии, где йомены получали прибыль от новых видов домашнего производства, особенно ткачества, к концу средневековья они начали строить постоянные каменные дома.

Сложные узоры из местных строительных материалов -часть неисчерпаемого обаяния народных домов. В южной и восточной частях Англии, на западе Мидлендса, восточной половине Уэльса, и на низменностях Йоркшира и Ланкашира более ранние дома строились из дерева. Много усилий тратилось на украшение их каркасов, и это способствовало появлению существенных различий между архитектурой регионов. К 1700 г. строительство из дерева уступило место строительству из кирпича, и местные стили художественного оформления проявлялись в кирпичной кладке и возведении внушительных рядов дымовых труб.
Горные районы Англии (особенно на западе и севере) и большие части Уэльса и Шотландии богаты камнем. Поскольку этот камень трудно обрабатывать, резьбу приходилось ограничивать заметными местами, например, дверными проемами. Только там, где было много камня высокого качества - например, в полосе известняка юрского периода, пересекающего Англию по диагонали от Дорсетшира до Йоркшира, - каменщики могли достигать большого искусства в резьбе в народных домах. Но и тогда стоимость ограничивала их деятельность.
В восточной Англии применяется своя особая форма художественного оформления - орнаментная штукатурка -использование высеченных или выпуклых узоров на штукатурке фахверкового дома. Обычно узор принимал форму регулярно повторяющихся геометрических мотивов. Но иногда он мог быть более декоративным. Некоторые образцы имеют сложные композиции, изображают победы оружия или включают экзотические узоры, покрывающие целые стены. Они могли быть окрашены в яркие цвета, чтобы больше бросаться в глаза.
Другой вид декоративных узоров на наружных стенах происходит от сочетаний различных строительных материалов. Например, в южной и восточной частях Англии существует традиция использовать кремень (глыбы кремнезема разной формы и размера) вместе с кирпичами. В узорах кирпичной кладки можно встретить и булыжники, и гальку.
Промышленная революция, которая сделала недорогой перевозку строительных материалов, положила конец народным стилям, хотя на севере они еще долго существовали и в 19-м столетии. В середине 19-го века наблюдалось возрождение народного стиля, но это было больше похоже на надевание маскарадного костюма. Оказалось, что творческая энергия, которая характеризовала народную архитектуру в течение столетий, была неподражаемой. Поэтому подлинный сельский коттедж или сельский дом продолжают оказывать влияние на народное воображение.


АМЕРИКАНСКАЯ НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА

Американский термин «вернакулярный» (vernacular) («народный, местный, национальный») вызывает много споров, и в Соединенных Штатах под ним, чаще всего понимают множество различных типов архитектуры: здания, построенные дешевле, чем здания в «высоком» стиле, и поэтому демонстрирующие известные этнические и характерные региональные черты; здания, возведенные традиционными способами для сельских или провинциальных заказчиков; и здания, в которых этнические или региональные традиции сливаются с современными стилями, создавая интересные гибриды. В таком доме должна быть смесь некоторых новых идей и некоторых традиций.
Своим этническим характером эти дома обязаны иммигрантам или строителям, являющимся первым поколением переселенцев и применяющим технику и идеи планировки, с которыми они познакомились в тех странах, откуда они прибыли. Такие методы могут сохраняться последующими строителями как ценные традиции, - или от них могут отказаться. Главные этнические влияния восходят к первому постоянному колониальному освоению Северной Америки европейскими народами - испанцами в 16-м столетии, французами, голландцами и англичанами в 17-м столетии, за которыми последовали немецкие и скандинавские иммигранты в 18 -м и 19-м столетиях. Каждая традиция внесла вклад в характерные черты американских «народных» домов.
Примеры таких домов, относящихся к 17-му столетию, все еще существуют, хотя с самого раннего периода сохранились немногие. На другом конце шкалы времени дома нашего столетия будут, вероятно, частью национальной (и поэтому «ненародной») культуры потому, что построены из материалов промышленного производства, а средства массовой информации вывели строителей из изолированности. Хотя современные жилища, изготовленные промышленным способом, демонстрируют региональные особенности, как только оказываются на участке земли и заселяются.
Такие дома могут строиться владельцами или квалифицированными профессионалами для заказчиков. Они могут иметь относительно простой вид, но могут также демонстрировать изысканную отделку и внимание к декоративным деталям. Конечно, очень большое число таких домов в Соединенных Штатах исчезло, или потому что были построены как временные, чтобы начать с чего-то, или потому, что владельцы заменили их чем-то более внушительным или современным, когда это позволили средства.
Региональные особенности «народных» домов обязаны своим существованием строителям, учитывающим климат и рельеф местности и использующим местные строительные материалы. В Новой Англии с ее суровыми зимами в 17-м и 18-м веках самым популярным материалом было дерево, использовавшееся для изготовления каркаса дома и для его наружной обшивки, иногда с одновременным использованием кирпича или камня для дымовых труб, фундаментов или подвалов. Круто спускающиеся крыши, имеющие деревянный каркас, были удобны тем, что на них не задерживался снег, и в них можно было устроить мансарду. Голландские колонисты 17-го века строили дома, используя ряд тяжелых деревянных Н-образных рам, облицованных снаружи кирпичом или камнем. Немецкие строители 18-го столетия в долине реки Гудзон и в штате Пенсильвания использовали камень для остова дома и деревянный каркас для крыши. Другие немецкие колонисты, как на севере (например, в штате Висконсин), так и на юге (штат Северная Каролина) выбирали фахверковую технику строительства в 18-м и 19-м столетиях. Тяжелый деревянный каркас имел заполнение из глины, кирпича или грязи с соломой. Покатые крыши могли быть выложены черепицей или обшиты гонтом. Кирпич при крыше с деревянным каркасом был наиболее популярным материалом для больших домов в районе Чесапикского залива, однако, небольшие «народные» дома, представляющие собой обычно сооружение с одной комнатой, строились целиком из дерева.
В долине реки Миссисипи и на берегу Мексиканского залива французские поселения 18-го столетия состояли из зданий, сочетающих вертикально стоящие деревянные столбы с каменным или земным заполнением, часто с отшлифованной штукатуркой. Популярностью пользовались бревенчатые срубы с пазами в углах. Отделка поверхности шлифованием встречается на стенах домов испанских поселков 17-го и 18-го веков на юго-западе, где климат жаркий и сухой. Здесь строители широко пользовались кирпичом-сырцом или керамическими кирпичами, уложенными горизонтальными рядами, в домах с относительно плоскими крышами, поддерживаемыми деревянными балками. Скандинавские колонисты Среднего Запада в 19-м столетии применяли врубку бревен по углам сруба; замазывая глиной промежутки между бревнами. В прериях Запада для стен использовали куски вырезанного дерна, выкладывая их рядами, подобно тому, как в других местах стены выкладывались из тесаного камня.
Воздействие индустриальных методов на строительство в начале 19-го столетия с массовым производством гвоздей, механизированными лесопилками, столярными изделиями, заказываемыми по почте, и материалами, перевозимыми национальной сетью железных дорог, не повлияло на традиционные народные стили или технику строительства. Недавно прибывшие колонисты середины 19-го столетия продолжали пользоваться традиционными методами и местными материалами. Не каждый живущий в поселках пограничной полосы имел деньги или возможность получать материалы, перевозимые по железной дороге, чтобы строить из тех же строительных материалов, что и основная масса строителей. Однако народные стили распространялись и "улучшались" материалами массового производства, так что дом из вытесанных вручную бревен мог иметь окно, купленное в магазине. Положительный результат индустриальной революции заключался в распространении информации. Доступность печатных материалов, содержащих советы о строительных методах, сделала модные архитектурные детали доступными всем строителям, не только элите. В течение всего 19-го столетия небольшие сельские, недорогие дома строились с камином, дверными и оконными деталями окна, показывающими знание с греческого возрождения, итальянского или других стилей, популярных среди профессиональных архитекторов, но приспособленных к местным вкусам.


РЕСТАВРАЦИЯ И РЕМОНТ

Ремонт и восстановление исторических зданий является благодарным и ответственным занятием, обычно очень трудным и отнимающим много времени. Для этого необходима команда специалистов. Никогда нельзя выбирать архитекторов наугад, они всегда должны иметь рекомендацию или работать в организации, которая занималась подобными проектами. То же относится к строителям и другим специалистам. Местные и национальные историкоохранные организации смогут помочь в выборе персонала. Реставрация исторических зданий обычно регулируется специальными строительными нормами и правилами или установками, в зависимости от их возраста, важности и местоположения: До начала любой работы надо проверить, что разрешается местными органами или обществами охраны памятников.
ДВЕРИ
Парадные двери. Парадная дверь является частью дома, от которой сильно зависит аутентичность фасада. К сожалению, значение парадной двери не достаточно хорошо понималось строителями, ищущими коммерческую выгоду. Предназначение парадных дверей - служить барьером безопасности. Использование в них остекления - относительно современное явление, как и "честный деревянный" облик в филенчатых дверях в георгианском, федеральном и викторианском стилях, в которых двери первоначально окрашивались. Отказ от восстановления окраски - наиболее вероятная причина порчи дверей. Обязательно надо красить все шесть сторон двери: верхнюю и нижнюю стороны, обе боковые стороны, заднюю и переднюю стороны. Это защитит от сырости, которая вызывает увеличение или уменьшение размера и растрескивание деревянных филенок. Если дверь является оригинальной, обдумайте все возможности ремонта до ее замены. Но замените любую несоответствующую дверь. Поищите исторический эквивалент в учреждениях, занимающихся сохранением архитектурного наследия, или закажите квалифицированному плотнику новую дверь, соответствующую старым образцам. Внутренние двери. Часто бывает, что вместо старых дверей повесили современные двери с гладким полотном или заменили так много замков и другой металлической фурнитуры, что они оказались поврежденными. Для обеспечения противопожарной безопасности существующие филенчатые двери можно переделать без сильного изменения их внешнего вида. Некоторые внутренние двери из прессованного композита выглядят приемлемо, если покрашены должным образом, и часто превосходят современные деревянные эквиваленты в правильном выборе размеров и прочности. Может быть несколько причин того, что дверь плохо подогнана: расширение и ослабление стыков; повреждения, вызванные проникновением влаги; искривление, вызванное различными атмосферными условиями с каждой стороны; поврежденные или разболтавшиеся петли и другая металлическая фурнитура; перекос и усадка строения.
Уточните и исправьте причину перед тем, как займетесь восстановлением или заменой двери. Перед новой покраской старых дверей удалите с них слои старой краски распылителем горячего воздуха или растворителем. Чистка едкой жидкостью может повредить и испортить старые стыки. Для чистки деревянной двери, покрытой воском или политурой, смешайте 4 части уксуса, 4 части скипидара, 4 части неочищенного льняного масла и 1 часть денатурированного спирта. Для придания естественной отделки двери, обшитой досками из твердой древесины, применяйте следующую смесь до тех пор, пока она будет впитываться: 50 % неочищенного льняного масла, 25 % амилацетата ,15% чистого скипидара и 10 % льняной олифы. Металлические изделия. Дверь определенного периода должна иметь и фурнитуру того же периода. Ищите бывшие в употреблении детали в магазинах и в рыночных ларьках, используйте хорошие копии изделия. Если у вас есть какие-нибудь сохранившиеся изделия, которые могут послужить образцом, - простые замки, петли с длинными крыльями и так далее, - их могут сделать местные кузнецы. Оригинальные запоры и замки могут быть починены хорошими слесарями, которые должны также суметь воспроизвести большие, выглядящие тяжелыми старые ключи. Деревянные замки могут быть воспроизведены с помощью обшивки "стандартного" металлического врезного мебельного замка деревянным прямоугольным обрамлением.

ПОРТИКИ, ВХОДЫ И ВЕРАНДЫ

Если так повезет, что парадным входом будет портик, а перед домом - веранда, то будут оправданы расходы на ремонт или замену. Ремонт. Наиболее обычным повреждением будет попадание сырости между стеной главного здания и конструкцией пристройки. Металлическая гидроизоляция должна быть вырезана, хорошо впаяна в несущую стену и подогнана к контурам конструкции покрытия так, чтобы отделка была гладкой. Проверьте столбики, на которые опираются крыльца / веранды: нет ли признаков гнили и повреждения. Недостаточная прочность в данном случае является главной причиной деформации полов и напряженного состояния конструкции, что приводит к поломкам, трещинам и, в конечном счете, к
полному обвалу. Для ремонта каменных профилей и колонн можно использовать специальные растворы эпоксидной смолы, но учитывайте различную степень разрушения материалов под влиянием атмосферных условий, так как это может сделать следы ремонта более заметными и вызвать более быстрое разрушение прилегающего настоящего камня. Замены. Если портик или конструкции входа сильно повреждены, некоторые элементы придется заменить. Имеются фирмы, которые воспроизводят колонны и фронтоны, изготовляя их из штукатурки с волокном или камня. Подумайте о них, если их изделия соответствуют стилю. Стеклопластик всегда смотрится плохо и производит нехорошее впечатление. Если состояние настолько плохое, что отремонтировать невозможно, то единственным выходом является полная замена, выполненная каменщиком или плотником. Первоначальную конструкцию следует повторить везде, где это возможно, но если от нее осталось слишком мало, используйте подобный пример из старого каталога образцов (многие изданы репринтным способом).

ОКНА

Ни один элемент фасада не помогает определить возраст или характер здания лучше, чем распределение на его фасаде оконных проемов. Поэтому очень важно, чтобы ремонт или замена окон выполнялись с учетом этого. Ремонт. Если установлено, что окно, деревянное или металлическое, является оригинальным, то ремонтируйте такие окна везде, где возможно. И качество их исполнения, и материал, из которого они изготовлены (особенно, если окна деревянные), будут более высокого качества, чем те, которые легко получить сегодня. Часто поврежденную деревянную деталь можно отреставрировать, удалив повреждение, и затем с помощью эпоксидной шпаклевки придать ей первоначальную форму. Этот метод годится там, где форма видна или важна с конструктивной точки зрения. Во всех других случаях удалите поврежденное место, затем наложите слой эпоксидной смолы для защиты деревянной детали. Часто хороший плотник сумеет вставить новые кусочки дерева или заменить целые элементы окна, это будет более экономично, чем заменять все окно. Не забудьте, что любой открытый стык не защищен от сырости, и большинство шпаклевок скорее способствует накоплению влаги, чем герметизирует щели.
Правильный уход, особенно регулярная окраска (по крайней мере, каждые три года), являются благоразумной мерой, обеспечивающей в конечном итоге экономию. Специальная краска (водонепроницаемая, но позволяющая дереву дышать) может помочь сэкономить время подготовительной работы и обеспечить более долгую жизнь детали. Протравливание натурального дерева - современный метод, не использовавшийся в окнах исторических зданий. Сгнившие или растрескавшиеся подоконники должны быть починены или заменены. Противовесы, шкивы и шнуры поврежденных подъемных окон легко удалить и заменить. Используйте парафин для того, чтобы отрегулировать скольжение бегунков и смягчить сохранившиеся шнуры. Если надо заменить очень тонкие горбыльки оконного переплета, то для прочности можно использовать твердую древесину. Точно копируйте профили: они обеспечивают историческую достоверность.
Замена. Если необходима замена, так как оригинал не поддается ремонту, используйте оригинал как образец для изготовления точной копии. Если существующие окна - не оригинальные, изучите книги по архитектуре и дома той же эпохи, чтобы найти образцы. Не поддавайтесь искушению использовать плакированные пластмассой металлические рамы или другие современные "не требующие ремонта" заменители: они никогда не выглядят должным образом.
Сквозняк, шум и скрежет. Они, возможно, представляют наиболее серьезные проблемы, связанные со старыми окнами. Все их можно довести до минимума (даже в подъемных окнах), используя уплотнители, предпочтительно сделанные из мягкой бронзы. Рекомендуется обеспечить надежную защиту от атмосферных воздействий верхнему краю верхнего бруса оконного полотна, пространству между перекладинами верхнего и нижнего подъемного окна и нижней части нижнего подъемного окна, а также вертикальным косякам. Имеются специальные поставщики, которые могут выполнить эту задачу. Справьтесь со сквозняками до того, как начнете думать о двойном остеклении. Если проблемы не решаются таким образом, подумайте о том, чтобы сделать некоторые подъемные окна неоткрывающимися, закрепив их в рамах, и затем загерметизировать стыки; но делайте это, только если оставшимися подъемными окнами может быть обеспечена достаточная вентиляция. Двойное остекление. На некоторых деревянных и металлических створных окнах можно устроить двойное остекление без особых трудов и не внося изменения в их эстетику. Однако на некоторых подъемных окнах это вызовет затруднения. Двойное остекление требует большей, чем вдвое, ширины фальцев, чтобы удерживать ширину стекла, поскольку краям стекла потребуется серебряная изоляционная фольга шириной до 12 мм; если паз будет более узким, то останется некрасивый напуск; не поддавайтесь искушению увеличить ширину горбыльков оконного переплета. Помните, что дополнительный груз двойных рам будет трудно уравновесить весом нового подъемного окна. Альтернативой двойному остеклению, обеспечивающей хорошие результаты, могут быть надежная защита от сквозняков, тщательные конопаченье и остекление. Дополнительное остекление или простые куски стекла нужного размера, вставленные в раму и помещенные внутри окон, стоит использовать только зимой. Вторую раму следует убирать в более теплые месяцы, чтобы предотвратить повреждения от конденсации.

СТАВНИ

Наружные. Необходимы регулярная окраска и ремонт. Некоторые новые ставни, плакированные пластмассой или сделанные из алюминия, могут быть приемлемы с эстетической точки зрения и не требовать ухода. Внутренние. Внутренние ставни добавляют комнате некоторую изысканность, но их практическую пользу часто недооценивают. Стоит снова начать пользоваться внутренними ставнями, поскольку они, когда закрыты, повышают безопасность и обеспечивают превосходную тепло- и звукоизоляцию. Ставни и окна в хорошем состоянии могут быть столь же эффективны для уменьшения потери тепла и защиты от шума, как двойное остекление, но гораздо дешевле и гораздо больше в духе прошлого времени. Перекрашивайте ставни, по крайней мере, каждые пять лет. Будьте особенно осторожны со старой металлической фурнитурой ставней, которая часто является оригинальной по дизайну и по функции.


СТЕКЛО

Окна 18-го столетия имели стекло, которое выдували и вытягивали скорее, чем отливали. Несмотря на свои небольшие недостатки, свитое стекло (известное в Британии как «кронглас») создает интересные отражения, которые обеспечивают глубину оригинальному остекленному фасаду. Старое стекло должно быть сохранено везде, где только возможно; но оно легко ломается и необходимо обращаться с ним с большой осторожностью, особенно при чистке окна распылителем горячего воздуха. Если вы отсылаете окно для ремонта, обязательно укажите, что вы хотите, чтобы использовалось оригинальное стекло. «Кронглас» теперь трудно найти, и оно дорого стоит. Удовлетворительная и недорогая замена - "оранжерейное" или "садоводческое" стекло, которое является низкокачественным листовым стеклом. Современную подделку под «бутылочное стекло» в георгианском стиле использовать нельзя. Первоначально такие стекла применялись как недорогой способ остекления: это была отбракованная часть центра листа свитого стекла после того, как удерживающий стержень удаляли.

НАРУЖНЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Защита от сырости. Защита дерева от попадания воды и влаги является основной причиной ухода и ремонта. Сложный ремонт надо оставлять эксперту. Обратите особое внимание на использование дерева вместе с каменной или кирпичной кладкой. Всегда используйте хорошую металлическую гидроизоляцию, чтобы отвести воду подальше от стыков. Чтобы заполнить промежутки и отверстия, можно воспользоваться современными герметиками и мастиками, если они подходят. Имейте в виду, что вода, попавшая в незащищенные деревянные соединения или под защитную отделку, где она не может быть легко высушена ветром, произведет разрушительные действия. Окраска. Дерево красят, чтобы замедлить или предотвратить попадание воды и уменьшить деформацию, вызванную влиянием температуры и влажности. Деревянные изделия, находящиеся снаружи дома, необходимо регулярно осматривать и, в зависимости от внешнего воздействия, заново красить, каждые три или пять лет. Если краска повреждена, покрывается трещинами, образовываются вздутия, или она отслаивается, ее надо удалить до ремонта. Потребуются те же подготовительные работы, если нужно восстановить выпуклость старых профилей и деталей, освободив от слоев старой краски. Чтобы удалить старую краску, очень осторожно применяйте технический растворитель или источник горячего воздуха. Никогда не используйте открытый огонь. Не забудьте тщательно смыть растворители до начала новой окраски. Там, где краска сохранилась, ее надо вымыть с мылом или другим моющим средством (не щелочным) и тщательно ополоснуть. Для удаления грязи хорошо использовать стиральную соду. Поверхность деревянной детали надо протереть влажной и сухой наждачной бумагой, затем хорошо ополоснуть и дать высохнуть перед новой окраской.


ВНУТРЕННИЕ СТЕНЫ

Разрушение стен. Внутренние стены бывают или несущими, или перегородками. Они могут представлять собой каменную или кирпичную кладки, быть деревянными (быть построенными из более примитивных материалов, например, самана или кирпича - сырца). Сразу видно, что несущая стена разрушена, если она поломана или искривилась. Причину нужно тщательно исследовать, поскольку от этого может зависеть прочность всего здания. Если есть сомнения, вызывайте экспертов. Нет смысла начинать декоративные реставрационные работы, пока не отремонтированы конструкции. Возможные причины разрушений:
1) Изменения, сделанные предыдущими владельцами, которые, возможно, переместили дополнительную нагрузку на какие-либо конструктивные
элементы.
2) Повреждения в деревянных элементах крыши, других стенах или примыкающих деревянных элементах пола.
3) Земляные работы, например, бурение и прокладка труб.

Повреждения несущих стен и перегородок могут быть вызваны не только внешними причинами. До начала работы по реставрации их необходимо диагностировать. Ищите: 1) Повреждения сцепления кирпичей или камня: старый известковый раствор или глиняная постель могли превратиться в пыль, в результате этого камни и кирпичи могли выпасть из кладки; 2) Заражение паразитами деревянных элементов и/или штукатурной драни, гниль, причиной которой обычно является сырость, причина сырости должна быть устранена до того, как стена будет заменена или отремонтирована. Отделка стен. Большинство старых внутренних стен были покрыты штукатуркой, но некоторые каменные, саманные или из кирпича - сырца стены могли быть покрашены прямо по неоштукатуренной поверхности. При ремонте неоштукатуренных стен не пользуйтесь современными красками: известковая побелка или клеевая краска не будут так легко обесцвечиваться в случае попадания влаги или выпотевания и позволят дышать каменной или кирпичной кладке. Постучите по поверхности штукатурки, чтобы выявить пустоты и увидеть, не нарушено ли сцепление или не повреждена ли штукатурная дрань; могут потребоваться разные виды ремонтных работ: от заполнения небольших трещин до полной очистки и нового оштукатуривания. Очень мелкие трещины могут быть заделаны в процессе ремонта. Большие трещины должны быть расширены, по крайней мере до 12 мм в ширину, или до того места, где штукатурка не отстает от стены, находящейся позади. Прилегающую поверхность надо хорошо смочить перед заполнением быстросхватывающейся штукатуркой, например, гипсом. На участке с испорченной штукатурной дранью и деревянными планками может потребоваться замена драни и планок. Как альтернативу можно устроить новый "островок", вставив оцинкованный лист тянутого металла, прикрепив его оцинкованными гвоздями или скобами к прилегающим неиспорченным планкам. Обратите внимание на состояние деревянных дюбелей или клиньев, которые были за- биты в каменные или кирпичные стены. Они использовались для крепления плинтусов и профилей, защищающих стену от повреждений, спинкой стула и могут послужить серьезной причиной, вызывающей гниение. Там, где это возможно, их надо заменить крепёжными деталями из цветных металлов. Для наложения заплат и нового оштукатуривания рекомендуется накладывать три слоя штукатурки, несмотря на наличие современных однослойных отделок. Используйте штукатурку, предлагаемую для определенного приме- нения и типа отделки, который вам нужен. Для внешних углов (например, в проеме окна) используйте, где возможно, деревянные угловые накладки для защиты штукатурки: во всю их длину идет паз, который сглаживает внешний вид углов, когда накладывается штукатурка. Как альтернативу можно использовать винт или вбить гвоздь в кусок дерева, чтобы выдавить паз, соответствующий пазу прилегающей угловой накладки; не применяйте металлические угловые накладки, которые придают слишком строгий вид углам.


ОБОИ
 
Для определения времени, когда были изготовлены обои, надо тщательно проанализировать раскраску, состав и технику печати. Ищите кусочки первоначальных обоев за плинтусами, наличниками, недавней штукатуркой или деревянной обшивкой, а также во встроенных шкафах или шкафчиках. Сохраните все, что вы найдете, - даже если вы не намереваетесь повторять узоры; такие фрагменты могут быть интересны с исторической точки зрения. Старые обои могут быть отклеены со стены ножом с плоским лезвием. Если обои приклеены к дереву, отклеить их труднее: подумайте, не лучше ли, чтобы уменьшить возможные повреждения, вырезать кусок дерева. Обои можно отклеить и отделить слои отпариванием, но это - сложный процесс и надо пригласить эксперта, чтобы получить совет.
Если требуется реставрировать обои с исторической точностью, попытайтесь найти образец, который примыкает к карнизу или цоколю, и поэтому включает какой-нибудь бордюр: возьмите достаточно большой кусок, чтобы он включал повторяющиеся узоры. В последние несколько лет много специализированных фирм начали восстанавливать и подбирать старые обои. Теперь можно найти имитацию старинных обоев хорошего качества. Плитки. Они должны обеспечить водонепроницаемую и не требующую ремонта поверхность, поэтому состояние существующих старых плиток должно быть хорошим. Удаление старой плитки, самым безопасным способом является осторожное поднимание их с помощью рычага и зачистка зубилом раствора, оставшегося позади плитки. Если плитки ценные и их трудно снять, подумайте, нельзя ли снять все целиком вместе со штукатуркой, на которой они закреплены. Затем удалить эту штукатурку осторожной зачисткой или с помощью угловой шлифовальной машины.
Старые плитки имели более толстый слой фарфора, чем их современные эквиваленты, и их глазурь была скорее непрозрачной, чем прозрачной. Из-за этого не была видна влага, проникшая в плитку из стыка или сзади из штукатурки. Старые плитки прикрепляли известковым раствором. Отчистите старый известковый раствор с глазуровки, используя техническое кислотное средство для очистки. Плитку со щербинами и обитыми краями или кафель отремонтировать трудно и дорого, и для ремонта необходим специалист.


Очень небольшие участки можно замазать прозрачным эпоксидным лаком. Попробуйте использовать сгущенное молоко, чтобы восстановить поломанные плитки, - как ни трудно поверить, это помогает. Рынки, торгующие антиквариатом, и компании, занимающиеся охраной архитектурного наследия, являются хорошим источником для поиска старых плиток. Имеются также поставщики плиток, которые воспроизводят старые образцы, а некоторые даже могут прислать изготовленные на заказ по индивидуальным проектам. Гончары могут выполнить индивидуальные заказы, но требуется навык, чтобы гарантировать совместимость глазури и бисквита.


ДЕКОРАТИВНЫЕ ШТУКАТУРНЫЕ РАБОТЫ

Лепные профили карнизов и других деталей художественного оформления потолка - важная декоративная особенность, помогающая установить стиль дома, относящегося к какому-нибудь историческому периоду. Хотя отремонтировать и восстановить штукатурные работы стоит дорого, необходимо сохранить оригинальную декоративную лепнину. Восстановление лепнины -ремесло, требующее высокой квалификации. Поэтому кроме простого ремонта или удаления краски, нужно консультироваться со специализированной фирмой.
Удаление краски. Удивительно, что может скрываться под слоями краски, наложенными один на другой. Карнизы, которые выглядят очень заурядными, могут, когда краска будет удалена, продемонстрировать чрезвычайно сложные и привлекательные детали. Удаление краски, однако, является очень трудоемким и медленным делом (поэтому дорогим). Клеевую краску или известковую побелку можно аккуратно смыть теплой водой и стиральной содой. С эмульсионной краской можно справиться с помощью пара или денатурированного спирта. Для масляной краски потребуется технический растворитель, но сначала попробуйте снять краску на небольшом участке и не забудьте смыть растворитель до того, как будете красить снова. Когда вы дойдете до исходной поверхности, продолжайте работу более осторожно: можно обнаружить первоначальную клеевую краску. Если вы ее действительно обнаружите, отметьте это для вашей программы ремонта, найдя соответствующий цвет на цветовой диаграмме.
Ремонт. Трещины можно довольно легко заполнить соответствующей шпатлевкой для штукатурки или гипсовой литейной формой. Первоначально основные секции карниза изготовляли на месте работ, используя металлический шаблон, который тянули поперек недавно оштукатуренной поверхности. Также можно поступить и с участками штукатурки, которую нужно восстановить, или, что еще легче, отлить в форме на верстаке, а затем поместить на место. Украшения, например, акантовые листья и модильоны можно отлить, используя латекс или другие формы, этот процесс требует очень высокой квалификации.
Обновление. Иногда необходимо обновить декоративные штукатурные работы в целых комнатах. Тщательно выберите профили или из комнат подобного размера и такого же значения, или из справочников, которые приводят примеры, относящиеся к тому же периоду. Следует избегать секций из пластмассы или стеклопластика промышленного изготовления, поскольку7 они обычно не имеют правильного профиля или масштаба. Однако поставщики, специализирующиеся на декоративных штукатурных работах, могут иметь подходящие образцы. Они изготовлены из штукатурки с волокном, изобретением 19-го века, которое включило в штукатурку холст и щепу для прочности и позволило сделать изделия более легкими. Остерегайтесь слишком резко очерченных или острых секций, если грани секций, сохранившихся в доме, пострадали от времени.


ОКРАСКА

Очень легко испортить результаты квалифицированного ремонта или восстановления выбором несоответствующего цвета краски или использованием анахроничной отделки. Избегайте очень блестящих красок во всех домах, построенных до 20-го столетия. Предгеоргианские двери из твердой древесины, не оштукатуренные и неокрашенные деревянные детали и тому подобное, сохранились в виде естественного дерева, но представление, что естественное дерево использовалось впоследствии, является ошибочным. Неотделанное ничем дерево - современный вкус, возникший под влиянием скандинавского дизайна. В Британии свинцовые белила все еще можно достать у фирм, специализирующихся в этой области. Их используют пуристы, стремящиеся к тому, чтобы их изделия из дерева выглядели по-настоящему белыми, как мел. Известковая побелка и клеевая краска являются подходящей отделкой для стен, которые боятся сырости. Современные виниловые эмульсии не годятся для старых зданий, но некоторые фирмы производят невиниловуто эмульсию, которая имеет подходящий матовый вид и позволяет поверхности дышать.
Снаружи использование гидропористой краски может уменьшить подготовительные работы при ремонте. Пермоглазовая (permaglaze) акриловая отделка может продлить жизнь краски для наружного употребления на год или два. Всегда стоит посоветоваться с поставщиком хорошей краски, а не просто с местным розничным продавцом.


ПОЛЫ

Дерево. Старые деревянные полы были или дощатыми или паркетными. Половицы могли быть или из дерева с твердой древесиной, например, дуба или вяза, или из дерева с мягкой древесиной, например, сосны или ели. Если пол находится в хорошем состоянии, его естественные сочные цвета могут создавать привлекательный фон для лежащих на нем ковров и ковриков. Во время ремонта подбирайте, насколько возможно, соответствующее дерево -если между соседними досками оказались широкие промежутки, их можно заполнить, вставив и приклеив заостренные кусочки. Старое средство, которым натирали пол, можно удалить с пола из твердой древесины, используя смесь, описанную в разделе ДВЕРИ. Затем можно применить средство, подходящее для дощатых полов; для больших помещений рекомендуется использовать электрический полотёр. Сосновые половицы можно выделить шлифовкой и покрытием защитного слоя. Не забудьте перед шлифовкой хорошо забить гвозди в пол. Если пол сильно потёртый или с неровной поверхностью, перед окончанием обработки шлифуете его по диагонали грубой наждачной бумагой. Шлифовальные машины для пола нетрудно взять на прокат. Потребуется большее количество наждачной бумаги, чем вам кажется. Прикройте лицо маской, чтобы защитить легкие. Это изнуряющая работа, если делать ее тщательно! Если у дерева получился неудачный цвет, можно его протравить или окрасить перед покрытием защитным слоем, но проверьте, совместимы ли морилки или краски с этим герметиком. На рынке имеется много герметиков для деревянных полов, самый распространенный - пенополиуретан. Не выбирайте слишком блестящей и похожей на пластик отделки. Пуристы помнят, что до середины 18-го столетия половицы регулярно драили песком, чтобы очистить их, и оставляли необработанными. Каменные плиты. Они практически не стираются, поэтому требуют мало ухода. Их можно иногда поднять и снова положить на новый влагонепроницаемый слой, но сначала пронумеруйте плиты и сделайте план, указав их положение. Удостоверьтесь, что стыки не слишком широкие, и отметьте их раствором цемента/мелкого песка. После того, как тщательно смоете со старых сланцев и других пористых камней грязь и жир, покройте их следующим составом: 1 часть льняной олифы на 4 части скипидара, накройте коричневой бумагой и оставьте на 2-3 дня; не ходите по ним. Подметайте и мойте плиты водой.
Линолеум. Это - оригинальное синтетическое отделочное покрытие пола, которое изготовлено из измельченной пробки, дерева, муки, льняного масла и смол с основой из джута или джутовой мешочной ткани. Он портится, если вода попадет под его поверхность, и чувствителен к щелочам. Линолеум не следует покрывать герметиком, но его можно полировать специальной эмульсией.
Ковер. Для реставрации ковра необходим совет эксперта. Обратите внимание, что по специальному заказу можно придать ковру любой цвет и не по слишком фантастической цене. 


КАМИНЫ

Мраморные камины были обычны в течение георгианской эпохи. Иногда оказывается, что они целиком закрашены: чтобы очистить их от краски, осторожно воспользуйтесь растворителем и попробуйте сначала на небольшом участке. Выцветший мрамор можно очистить с помощью смеси равных частей жидкого мыла, негашеной извести и едкого кали, оставьте ее на камине на несколько дней, а потом сотрите. Чтобы отполировать мрамор, смешайте 2 части просеянной через мелкое сито стиральной соды, 1 часть пемзы и 1 часть мела с достаточным количеством воды, чтобы сделать пасту; натрите ею и оставьте на несколько часов, затем смойте мылом и водой. Чтобы сделать полированный мраморный камин более ярким или светлым, можно также использовать молоко.
Деревянные камины могут иметь очень сложные украшения. Они не обязательно резные, но композиции могут быть отформованы из искусственного дерева и затем покрашены. Чтобы выявить детали мелких украшений, счистите краску с большой осторожностью, иначе можете повредить эти композиции: они очень хрупкие и могут, фактически, скрепляться только слоями краски.
Чугунные камины были распространены в последней трети 19-го столетия. Восстановление поврежденных частей представляет трудности, и нужно проконсультироваться со специалистами. Каминные решётки, включая каминные решетки на ножках и вентиляционные решетки, представляют собственные специфические проблемы, часто связанные с деформацией из-за высокой температуры. Если они сильно повреждены, стоит заменить их полностью.
Надтреснутые огнеупорные кирпичи надо или заменить, или восстановить с помощью огнестойкого цемента. Если поврежден под, проверьте, в порядке ли его основание. Поды должны размещаться на хорошем слое негорючего материала - не на дощатом полу. Может потребоваться привести в порядок балки пола и уложить бетон. Большее количество домов, представляющих исторический интерес, не сохранилось из-за пожара, вызванного повреждёнными подами или дымоходами. Очень тщательно проверьте камины и дымоходы перед пользованием камином. 


ЛЕСТНИЦЫ

Лестницы обычно делают из дерева или камня с металлической или деревянной балюстрадой. Ремонт деревянных деталей, необходимый из-за обрушеТщательно проверьте и восстановите деревянные косоуры, тетивы и опоры прежде, чем заняться более заметными частями. Отремонтировать каменную лестницу труднее и потребуется, вероятно, помощь специалиста. Поврежденные проступи и предохранительные оковки ступеней можно восстановить, вставив новые кусочки камня в углубления и замазав затем эти места эпоксидным раствором, повреждения можно также сделать незаметными с помощью смеси эпоксидного раствора или смолы и измельченного камня, а если необходимо, то укрепить медной проволокой. При любом ремонте избегайте всех скошенных кромок. Ступеньку, поврежденную около металлической балясины, можно восстановить, вырезав поврежденный участок и вставив новый кусок подходящего камня, пользуясь шипами из цветных металлов и эпоксидными смолами.
Если деревянная ступенька требует обширного ремонта и не содержит очень сложных деревянных элементов, часто ее рациональнее заменить, чем класть временные заплаты. Если вы решаете заменить лестницу, характерные детали, например оригинальные поручень или балясины, можно всегда вставить в новую лестницу или подобные элементы купить у организаций, занимающихся архитектурным наследием. Некоторые поручни и балясины, изготовленные промышленным образом, могут пригодиться для менее важных лестниц, но оригинальные детали невозможно исправить, и, где это возможно, их следует копировать. 


СТОЛЯРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И ПРОФИЛИ

Восстановите оригинальные столярные изделия везде, где это возможно. Если здание лишилось своих оригинальных столярных изделий и профилей, перед вами стоит довольно трудная и дорогостоящая задача восстановления его характера благодаря тщательному приведению всего в порядок. Фирмы, занимающиеся архитектурным наследием, могут быть источником, где можно достать изделия, подходящие с исторической точки зрения, или же их можно сделать заново. Посетите подобные дома в поисках образцов. К сожалению, серийно выпускаемые столярные изделия и профили обычно не подходят они часто относительно грубые и исторически неточные. Сложность столярных изделий и профилей - наличников, плинтусов, цоколей, и т.п. - должна точно соответствовать размеру и социальному значению комнат. Будьте осторожны и не покупайте деталь, которая выглядит приемлемой в большом демонстрационном зале, но может совершенно не подходить к масштабу вашего собственного дома.
Профили и столярные изделия должны использоваться осторожно, чтобы не изменить характер здания, а скорее подчеркнуть свойственный ему стиль и историческую индивидуальность. 


УДОБСТВА

Печи и плиты. Восстановление и использование старых печей и плит недавно стало популярным. При покупке у компании, занимающейся архитектурным наследием, внимательно оцените внешний вид оборудования. Рабочие детали легче заменить и их, вероятно, будет обслуживать или регулировать специалист. Печи более раннего периода содержали много чугуна, отделанного никелированной листовой обшивкой или цветной эмалью. Хотя листовую обшивку можно снять и возобновить, будет трудно найти специалиста, который сможет это сделать, и стоить это будет дорого. Подкрашивание эмали соответствующей краской (замажьте повреждения сначала шпаклевкой для кузовов автомобиля) может скрыть большие дефекты; незначительные царапины и вмятины можно оставить. Замена фарфора стоит дорого, и трудно подобрать нужные цвета.
Коррозия может представлять проблему, влияя и на рабочие детали оборудования; тщательно все проверьте, особенно духовку и стены топки. Радиаторы. Стоит подумать об установке старых радиаторов в зданиях, относящихся к определенному историческому периоду, если оригинальные радиаторы были заменены. Их часто можно найти в архитектурных магазинах, продающих предметы архитектурного наследия; кроме того, обратитесь к местным фирмам, занимающимся сносом домов. Внимательно осмотрите радиаторы со всех сторон, нет ли коррозии, особенно вокруг соединений: если возможно, проверьте их все, заполнив водой, не протекают ли, или, если это не удастся, проведите менее надежное испытание атмосферным давлением. Остерегайтесь несовместимых металлов при присоединении старых радиаторов к современной системе - водопроводчик должен проконсультировать вас.
Изготовители все лучше разбираются в дизайне радиаторов, поэтому тщательно выберите крепления, если установлена новая система. Только не оставляйте это на усмотрение водопроводчика. Если надо установить радиаторы в комнате с прекрасными пропорциями, подумайте, куда их втиснуть или о том, не спрятать ли их под сиденьем у окна. Но помните, что тогда эффективность будет понижена. Никогда радиатор не должен возвышаться над уровнем профиля, идущего вокруг комнаты и защищающего поверхность стен от повреждений спинкой стула, если только вы не делаете это специально, как особенность комнаты.
Водопроводные трубы. Вполне вероятно, что, проводя реконструкцию дома любого исторического периода, вам придется переделать схему и заменить старые трубы. Удаляйте их очень осторожно. Иногда лучше оставить
некоторые трубы на месте, не присоединяя их к системе, чем рисковать повредить окружающие поверхности. Если возможно, используйте старые участки трубопровода при укладывании нового, чтобы сэкономить на соединениях балок или проделывании желобов для труб в стенах. Сантехническое оборудование. Старые ванны, умывальники и другое сантехническое оборудование легко достать в магазинах, торгующих предметами архитектурного наследия. Иногда их можно приобрести на участках, где сносятся дома. Найти новые чугунные ванны становится все труднее, но состояние старых ванн часто достаточно хорошее, и ими можно снова пользоваться.
Новое покрытие ванны эмалью может быть сделано специализированной фирмой на месте в доме или, что более эффективно, на самой фирме. Старые отбитые куски и трещины в фарфоре могут быть приклеены или замазаны суперклеем, но закрашивающая краска почти всегда заметна. Старые краны придают особый характер. Их можно хромировать заново или покрыть латунью, и большинство водопроводчиков сможет вставить их в вашу систему. Будьте осторожны при удалении старых кранов сантехнического оборудования, поскольку они часто ставились на мастику, которая со временем затвердевает и может быть прочнее, чем окружающий ее фарфор, который может поломаться.


ОСВЕЩЕНИЕ

Для обеспечения безопасности пусть электрик проверит все старые светильники перед их использованием. Старые осветительные приборы можно приспособить к современным требованиям безопасности; но, кроме того, копии старых светильников хорошего качества теперь имеются во многих специализированных фирмах. Приспособление старых медных выключателей может быть сложным, так как требуется проводка для заземления. Но имеются современные копии, которые удовлетворяют современным требованиям безопасности.


ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

Новая окраска. Декоративные кованые и чугунные изделия, которые можно увидеть на балконах и оградах, часто будут ржавыми, но не так сильно, как может сначала показаться. Все железные изделия должны быть окрашены, как из декоративных целей, так и для защиты от коррозии. Старую краску надо счистить проволочной щеткой или соскоблить и полностью удалить всю отставшую краску и ржавчину. Выжгите старую краску или используйте растворитель, тщательно очистите скипидаром или разбавителем, а затем смойте все большим количеством воды. Наложите слои новой краски в соответствии с инструкциями изготовителя. Применение двух слоев грунтовки, защищающей от ржавчины, намного предпочтительнее, чем только дополнительный верхний слой краски.
Ремонт. Сохраните как можно больше оригинальных железных изделий. Если необходима замена деталей, используйте подобные материалы. Будьте осторожны с чугуном, поскольку он особенно хрупок и легко сломается, если подвергнется растягивающему напряжению. Поломки строительных деталей могут быть починены электросваркой, но удостоверьтесь перед новой окраской, что все сварено без промежутков и поверхность гладкая. Убедитесь, что все сваренные места не будут ограничивать естественное тепловое и структурное движение; если такая опасность существует, выход - использование пластин и щепы.
Водостоки. Водостоки и сливные трубы по традиции отливают из железа, свинца или меди. Когда их хорошо содержат, они служат долго. Недавно появившиеся водопроводные трубы из пластмассы, алюминия и даже стеклопластика являются недорогой альтернативой, которую предпочтут избежать те, кто придерживается старых традиций. Приемлемым компромиссом для некоторых любителей старины может быть использование традиционных материалов для тех труб, которые хорошо видны, и современных материалов для труб, расположенных на более высоких уровнях. Некоторые профилированные трубы являются существенной частью карниза, поэтому при замене трубы профиль должен быть сохранен.


БЕЗОПАСНОСТЬ

Сегодня воровство архитектурных деталей вызывает очень серьезные опасения. Примите особые меры предосторожности, обеспечив безопасность и застраховав пустующее здание. До того, как начнете работу по реставрации, «поместите» в ящики наиболее ценные предметы, например, камины, защитив их таким образом и от повреждений, и от любопытных глаз. Можно порекомендовать сфотографировать и обмерить эти предметы. Это может помочь для идентификации в случае воровства.




 Главная | Вопросы и ответы | Контакты Копирование материалов сайта разрешается только при уведомлении администрации ресурса и указании первоисточника.  Copyright © Grandmaster