Элементы стиля (часть 3)
Энциклопедия архитектурных деталей /избранные главы/
главный редактор:
Стефан Кэлоуэй (Stephen Calloway)
Полы
Впериод с 1780 по 1840 год напольные покрытия мало изменились. В штатах Новой Англии до конца 18 века использовалась в основном белая сосновая древесина. Затем постепенно произошёл переход к использованию жёлтой сосновой древесины, долгое время применявшейся в южных штатах и штатах вдоль побережья Атлантического океана. В фешенебельных домах доски пола имели шпунтовое соединение, в домах среднего достатка доски разной ширины прибивались к балкам. Иногда деревянные полы украшались ромбовидным узором, или разрисовывались по трафарету, или же окрашивались в однотонный цвет. Паркет был редкостью.
В домах знати холлы часто отделывались белым мрамором или украшались узором из чередующегося белого мрамора и голубого песчаника, также применялся камень-плитняк. В кухнях и комнатах для слуг полы, как правило, были кирпичными.
Напольные покрытия стали более привлекательны и разнообразны:
• соломенные циновки, натурального цвета или окрашенные;
• линолеум на полотняной основе украшался узором по трафарету или окрашивался под мрамор и часто использовался для защиты дорогих ковров.
Для богачей ковры стали более доступны после 1790 года. Ввозимые из-за границы ковры были украшены орнаментом в виде завитков, многоугольными фигурами, а также цветочными и неоклассическими мотивами. Ковры, как правило, покрывали всю поверхность пола и были прибита к ней. После 1800 года всё большее число ковров выдерживается в стиле классического возрождения с характерными для него золотыми звёздами и венками из лавровых листьев. В 30-40-х годах 19 века узорчатые ковры резко контрастировали со строгостью архитектурной отделки.
Камины
Альбомы с узорами, изданные братьями Адамами, оказали сильное влияние на переход от использования Колониального стиля в отделке каминов к неоклассическим формам. Лепными урнами, фестонами, гирляндами, патерами и живописными изображениями украшались деревянные облицовки каминов и декоративные панели над ними. Центральная панель часто включала мифологические сцены. Упрощённый вариант предусматривал выдолбленные чередующиеся узоры.
Знать, как правило, заказывала мраморные камины в Европе. Они отличались включёнными колоннами, поддерживавшими декоративный антаблемент. Дешевле обходилась отделка деревянной облицовки декоративными полосами из мрамора. К тридцатым годам 19 века накаминные украшения стали пышнее. Характерные для стиля классического Возрождения ионические и тосканские колонны, греческий меандр исполнялись из белого, серого или чёрного мрамора. Те же формы и украшения использовались для деревянной облицовки.
Облицовка некоторых каминов включала литые вкладыши. Они усиливали излучение тепла. Печь Франклина, частью которой была колосниковая решётка с вкладышем, получила широкое распространение к 1785 году наряду с разнообразными чугунными решётками, так называемыми «печами из Бата», завозившимися из Англии.
Железные подставки для дров использовались в домах среднего достатка и в комнатах прислуги. В домах знати были медные подставки для дров, украшенные классическими урнами или сферическими завершающими украшениями. Литые задники каминов украшались неоклассическими узорами, иногда изображением орла.
Лестницы
Вконце 18-го - начале 19-го веков наиболее распространены были прямые и радиально-развёрнутые лестницы, а также лестницы с двумя параллельными маршами и промежуточной лестничной площадкой между ними. Книги Уильяма Пейна и других авторов предлагали для домов знати широкие овальные и круглые парадные лестницы, располагавшиеся, как правило, в криволинейных или многоугольных в плане домах. В неоклассической архитектуре лестница являлась важным элементом первого этажа, тогда как в домах, выдержанных в стиле классического Возрождения, лестница считалась пустой тратой места и меньше бросалась в глаза.
В большинстве домов простые выточенные или квадратные балясины поддерживали тонкие перила; в качестве лестничных стоек выступали выточенные или упрощённые колонны или же конусообразные квадратные в основании столбы. Боковые концы ступенек украшали мотивы более простые, нежели в Колониальный период. В домах знати балюстрада была из красного дерева, реже из кованого железа упрощённой неоклассической формы. Известно всего лишь несколько свободнонесущих лестниц того периода.
Дома знати, выдержанные в стиле греческого возрождения, иногда имели двойные лестничные пролёты или широкие одинарные лестницы. Они поднимались от первого этажа и были увенчаны куполом или застеклённой крышей. Специальные лестницы для слуг вели на верхние этажи. Их отделка тоже была тщательной, но более тяжеловесной. Выточенные или конусообразные балясины и перила были толще, а лестничные стойки сильно выточенны или украшены завитками из лавровых листьев.
Встроенная мебель
Встроенная мебель, как правило, использовалась в столовых и официальных приёмных, где стена с камином обеспечивала место для шкафов с полками. Здесь в безопасности могли храниться ценные предметы, такие как фарфор, серебро и книги.
На протяжении рассматриваемого периода изменение привычных очертаний комнат привело к появлению разнообразной встроенной мебели. Например, ниши теперь проектировались и в овальных комнатах. Иногда открытые шкафы и буфеты делали из орехового или красного дерева, но в большинстве случаев использовали древесину простых пород, окрашенную в соответствии с архитектурным стилем комнаты. В моду вошли книжные шкафы с застеклёнными дверцами. Книги Уильяма и Джеймса Пейнов предлагали проекты книжных шкафов от пола до потолка с пилястрами по бокам и антаблементом, украшенным гирляндами и другим лепным орнаментом.
В первом десятилетии 19 века появилось множество различных новинок. Томас Джефферсон сконструировал вращающуюся дверь с полками, которая связывала столовую с буфетной. Уильям Джей под влиянием английского стиля спроектировал пристенный столик для холла.
Вошли в моду и встроенные зеркала. В домах, выдержанных в стиле греческого Возрождения, зеркальные рамы украшались классическими мотивами в соответствии с декором всей комнаты. После 1820 года архитравы буфетов и книжных шкафов имели схожие детали. В течение рассматриваемого периода простые встроенные сосновые кухонные шкафы обычно окрашивались в тёмно-красный или зелёный цвет.
Изделия из дерева
В течение федерального периода было построено множество деревянных домов, что давало возможность испробовать различные варианты внешней отделки здания, некоторые из которых стали воплощением элегантности. Типичный дом обшивался досками внакрой, обычно сосновыми, одинаковой длины, часто украшенными по краям резным узором в виде бус. К началу 19 века усовершенствование лесопилок и распространение фрезерованных гвоздей привели к увеличению числа домов с красивой внешней отделкой.
Декоративные элементы включали карнизы и фризы с фестонами, сухариками, модильонами и другими украшениями. Наибольшей популярностью в Новой Англии пользовалось деревянное крыльцо с одной дверью, а в центральных штатах и южных колониях - портик. Так, например, в восьмидесятых годах 18-го века Джордж Вашингтон пристроил двухэтажный портик с квадратными колоннами к своему особняку Маунт-Вернон в штате Виргиния. В восьмидесятых годах отличительной чертой домов, построенных в Каролинских низменностях, была двухъярусная веранда, которая давала возможность отдохнуть в тени на свежем воздухе.
Дома, выдержанные в стиле греческого Возрождения или неоклассицизма, отличались деревянными стенами, крышами и балюстрадами веранд, а также деревянными столбами изгородей. Балясины были прямыми и квадратными в сечении или имели форму вазы. И на Севере, и на Юге деревянные изгороди были распространены больше, чем железные. Столбы иногда увенчивались урнами, шарами или другими украшениями. Иногда изгороди декорировались узорами в виде решёток, китайского Чиппендейла и гильотировки.
ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1837-1901
Одна треть всех домов в Великобритании была построена до 1914 года, большинство из них принадлежит Викторианской эпохе. Строительный бум, имевший место в городах в 1850-х, 60-х и 70-х годах, был превзойден только в 1920-х и 30-х годах во время так называемого «ленточного строительства» (ribbon development), то есть строительства домов по обеим сторонам длинных улиц.
Отличительной особенностью расцвета Викторианской эпохи в Великобритании было желание воссоздать прошлое. Городские модники и модницы были утомлены монотонностью классических блочных домов, построенных в эпоху Георгов и успевших покрыться грязью и сажей. Им нужны были цвет и оживление. Подобные чувства испытывало не только мелкопоместное дворянство. В период индустриализации появилось новое поколение нуворишей, независимых промышленников, которые хвастались своим успехом и через архитектуру своих домов облекали свои достижения в осязаемые формы. Многие предпочитали подражать готическому стилю, что было романтической фантазией, намекавшей на древнее происхождение их рода.
Готическое возрождение началось в 18 веке и было подхвачено в 19-м веке рыцарскими романами сэра Уолтера Скотта, Альфреда лорда Теннисона и Томаса Лава Пикока. Средневековые здания подвергались тщательным археологическим исследованиям, которые затем публиковались со схемами и размерами, подобно исследованиям классических руин, проводившихся за сто лет до этого. Влиятельный теоретик и дизайнер О. У. Н. Пьюджин (1812-52 гг.) и некоторые его современники пытались сподвигнуть архитекторов точно следовать готическим канонам. Кирпичная кладка разноцветными полосами, популяризованная Дж. И. Стритом в книге «Кирпич и мрамор из северной Италии» (Brick and Marble from Nothern Italy) и Джоном Раски-ном в книге «Камни Венеции» (The Stones of Venice), добавляла цвет готическому экстерьеру.
Мода на готику оставила свой отпечаток не только на большом количестве сельских домов и вилл, но и на целых пригородах, примером чего может служить северный Оксфорд. Все это внесло и полемику - так называемую «битву стилей» - в проекты строительства основных публичных зданий, например, здания Парламента (готический стиль) и здания Министерства Иностранных Дел (классический стиль).
В 1879 году Уильям Янг в книге «Городские и сельские особняки» (Town and Country Mansions) процитировал мнение приверженцев готики, что в классической архитектуре «простота плана здания и удобство расположения комнат слишком часто приносились в жертву архитектурному эффекту вместо того, чтобы дизайн вытекал из плана здания, план подгонялся под фасад постройки». Пьюджин считал готику «податливой», а классику «скованной». Но строителей не интересовали подобные академические тонкости. Они часто соединяли элементы сразу нескольких стилей наугад, используя греческое возрождение, а также романский, тюдоровский, елизаветинский и итальянский стили. Поэтому дом мог иметь фронтоны с деревянным каркасом, классические подъемные окна, орнаменты из красного кирпича или терракоты и чугунное крыльцо филигранной работы.
Истинное представление о Викторианской эпохе заключает в себе две крайности. С одной стороны, дома, построенные удивительно изобретательными архитекторами, такими, как ходится несколько различных типов домов: ранневикто-рианские сдвоенные виллы с отдельными входами, основанные на моделях эпохи Регентства; пригородные виллы в итальянском стиле с оштукатуренным первым этажом (это было модно в 1830-х и 40-х годах); кирпичные виллы с асимметричной планировкой и тюдоровскими деталями.
Потребность в удобствах и желание уединения привели к тому, что блочные дома верхушки среднего класса разрослись до беспрецедентных размеров. Ощущение штукатурного гигантизма наиболее явно в таких районах Лондона, как Белгравия, Бэйсуотер и Пимлико. Великолепные классические ряды стандартных домов пережили свой последний расцвет в Глазго в работах Александра Томсона, особенно ярким представляется здание Грейт Уэстерн Террас, построенное в 1869 году. К началу 1880-х годов верхушка среднего класса стала отдавать предпочтение жизни в пригороде или сельской местности, поэтому стандартные блочные дома потеряли актуальность и стали ассоциироваться с низшими слоями общества, тогда как состоятельные люди все чаще строили себе виллы.
В конце 1860-х годов правильная английская готика вернулась в моду. В это же время было положено начало более легкому и очень влиятельному стилю «воссоздания эпохи королевы Анны». Отличительными особенностями этого стиля являются подъемные окна, выкрашенные в белый цвет, красивые балконы, изогнутые фронтоны и особая кирпичная кладка или керамические детали. В этом стиле застроено несколько лондонских улиц в районе площадей Слоун и Кадоган.
Усовершенствование всех видов коммуникаций оказало большое влияние на строительство домов в Викторианскую эпоху. Быстро развивавшийся строительный бизнес шел в ногу с периодическими изданиями, такими как «Строитель» (The Builder) и «Новости строительства» (The Building News), которые были основаны в середине 19-го века. Хорошо иллюстрированные книги по строительству были доступны широкому кругу читателей: они выходили отдельными небольшими выпусками, но даже небогатые люди могли купить их. Особую популярность имели «Практическое руководство строителя» (The Builder's Practical Director), «Энциклопедия плотницкого дела» (The Encyclopaedia of Practical Carpentry) и «Практическое руководство по каменной кладке» (Practical Mansory), которые были изданы между 1855 и 1870 годами и имели цветные вкладки-иллюстрации. Индустриализация предполагала массовое производство. Реки и железная дорога позволили без огромных затрат доставлять тяжелые материалы в самые отдаленные районы: чугун шел из Шотландии, глина и терракота — из Средней Англии с юго-западного полуострова, шифер — из Уэльса и Камбрии. Дома уже не нужно было строить только из местных материалов, как это было в прошлом. Стекло и кирпич стали дешевле, чем когда-либо. Похожие керамические орнаменты украшали фасады домов от Шотландии до юго-запада Англии.
К началу 1870-х годов новый тип предпринимателя занял центральное место в растущей строительной отрасли: строительный агент. Он был посредником между производителем и строителем, поставляя последнему все, начиная с кухонных плит и заканчивая дверными ручками. Прекрасно иллюстрированные каталоги дают отличную возможность представить себе дом эпохи позднего Викторианства.
Средний класс того времени был заинтересован в поддержании чистоты и гигиены в доме. Это видно по описаниям усовершенствованной сантехники, представленным в каталогах. Вентиляция также была важна, с ее помощью удалялись не только запахи от несовершенной системы водоотвода, но и вредный дым от газовых ламп и огня в камине. Великий ученый Роберт Бойль создал весьма доходную компанию по производству и установке вентиляционных систем, что привело к появлению на крышах домов бесчисленных дымовых труб с зонтиками, которые часто маскировали под башенки или колокольни.
Двери
Вход в Викторианский дом должен был не только защищать посетителей от непогоды, он еще передавал социальный статус жильцов. Вход с крыльцом говорил о большем благосостоянии хозяев, чем вход без крыльца.
Наружные двери имели панельную обшивку, а иногда и сводчатую форму в готическом стиле. Часто они были выкрашены в зеленый цвет или под дерево. Через глазированное стекло или веерообразные окна над дверьми в коридор проникало больше света. Каталоги металлоизделий были переполнены разнообразными дверными молотками, ручками, а с 1840-х годов почтовыми ящиками или отверстиями для писем. Викторианцы считали для себя важным не пускать в свои дома холод. В блочных домах поменьше, где обычно был узкий сводчатый коридор, традиционно вешали толстые занавески для удержания тепла в помещении, а с внутренней стороны двери иногда вешали поворачивающийся карниз с портьерой или занавеской.
Внутренние двери делались в традиционной манере (каркас и филенка). Двери в большие и главные комнаты могли быть до 7,5 см толщиной с панельной обшивкой и орнаментами. Толщина и отделка двери не только показывали важность комнаты, но и обеспечивали защиту от подслушивания прислуги. Двери в более скромные комнаты не превышали 2,5 см в толщину и отделывались тонкой филенкой без каких-либо орнаментов.
Окна
Усовершенствованные технологии производства стекла позволили изготавливать более крепкое, менее дорогое стекло крупных размеров. Для установки таких стекол требовалось меньше горбыльков оконного переплета. Для отделки оконных проемов викторианских подъемных окон все чаще стали использовать декоративную кирпичную кладку, штукатурный гипс и сборные керамические детали. К середине 19-го века на каждом конце нижней перекладины верхней скользящей рамы подъемного окна появились два небольших выступа-кронштейна, которые укрепляли раму и поддерживали более тяжелое стекло. Отмена оконного налога1 в 1851 году сподвигла строителей использовать больше стекла, поэтому характерной чертой этого времени являются эркеры2 с широкой центральной подъемной рамой и двумя узкими окнами по бокам. Позднее некоторые подъемные окна стали делать с использованием небольших стекол и толстых горбыльков так, что верхняя скользящая рама убирала солнечные блики, под этой рамой вставлялся цельный лист стекла.
Створчатые окна, часто со свинцовым переплетом, возвращаются в моду в этот период. В более скромных домах часто стали использовать окна в готическом или тюдоровском стиле. В больших домах декоративные узоры поверх сводчатых окон отсекали часть солнечного света, защищая интерьер и мебель от выгорания; жалюзи на подъемных окнах служили той же цели. Рисковые строители, жаждущие применить готику, популяризованную книгой Джона Раскина «Камни Венеции» (1851), устанавливали подъемные или створчатые окна в прямоугольные проемы, выкладывая арку из разноцветных кирпичей.
Стены
На протяжении всей эпохи Викторианства традиционно считалось, что стены состоят из трех основных частей: от пола до цоколя или до уровня профиля, защищающего стену от повреждений спинкой стула; от цоколя до профиля, на который вешали картины, или архитрава; и от архитрава до потолка, включая карниз.
Холлы и кабинеты обшивались панелями, как, впрочем, и гостиные в больших домах, где темное дерево служило впечатляющим фоном для обязательной в таких домах коллекции картин в позолоченных рамах. Гостиные, где пили чай, считались женскими комнатами, поэтому стены в них имели более светлые тона.
Обои начали выпускать в рулонах. В прихожих стали популярны обои под мрамор. Тисненое стеновое покрытие
«линкруста» появилось в 1877 году. Его стали использовать для уровня ниже цокольного профиля. Десятилетием позже стала популярна менее дорогая версия этого материала -«анаглипта». Она часто имела древесный узор. Ограниченный выбор этих «кожаных обоев» (первоначально они имитировали кожаные стеновые портьеры 17-го века) доступен и сейчас. Обои для верхней части стены (фриза) выпускались в полосках, а иногда имели и дополнительный трафаретный узор.
Практически до конца века было необходимо смешивать краску с прозрачным маслом и свинцом. От масла краска часто тускнела, и ее нанесение представляло сложности. Клеевая краска была более дешевой альтернативой, но ее так же было сложно наносить, и она была менее стойкой.
Потолок
Потолки просторных викторианских домов предоставляли штукатурам огромные возможности для демонстрации своих умений. Искусные ленточки, завитки, цветы и гирлянды на потолках, а также замысловатые узоры карнизов являлись свидетельством их талантов. В лучших комнатах газовые люстры подвешивались к изящным розеткам/медальонам, которые иногда выполняли также роль вентиляторов. Потолки обычно делали высокими, так как это способствовало лучшей циркуляции воздуха. В домах попроще были незатейливой формы карнизы и простая центральная розетка/медальон.
В книге узоров, выпущенной в 1892 году Джорджем и Морисом Одсли, представлено впечатляющее количество трафаретных дизайнов углов комнат. Но они не нашли широкого применения, так как на потолках собиралось большое количество грязи - в основном из-за использования масляных и газовых ламп, - что требовало частого ремонта.
Волокнистый гипс был запатентован в 1856 году. Он состоял из холста в качестве скрепляющего элемента, что позволяло соединять большие гипсовые панели в узор, а затем прибивать их на место. Изысканные карнизы, розетки/медальоны и другие детали отделки могли быть сделаны таким же способом. Папье-маше и соединение разных способов были приемлемыми альтернативами. «Анаглипта» - сжатые легкие профилированные обои -были очень популярны, потому как они делали плоские потолки фактурными; они стали недорогой заменой волокнистому гипсу.
Полы
В простых викторианских домах половицы обычно были сделаны из сосны. Традиционно их застилали ковриками и полировали открытые части пола воском и скипидаром. Паркет также был популярен. При этом из не-болыпих кусочков твердых пород древесины разного цвета выкладывались геометрические формы. Такой паркет часто укладывался между стеной и центральной частью комнаты, застеленной ковром.
Иногда, вместо паркета, на не застланный пол наносился трафаретный рисунок, имитирующий паркет. Недорогой заменой коврам служила так называемая «половая ткань» - предшественница линолеума. Она напоминала холст, на который наносился рисунок, имитирующий ковер, паркет или кафель. Это покрытие легко было чистить, и его часто использовали в комнатах прислуги.
Линолеум, с успехом вошедший в жизнь в конце века, обладал большей стойкостью, чем «половая ткань». Его изготавливали путем прессования пробки с льняным маслом и последующим закреплением полученного на толстой холщовой подкладке. И снова рисунок на нем часто имитировал другие покрытия, такие как паркет, но «хорошим вкусом» все же считалось иметь однотонный линолеум - коричневый или зеленый.
На полах в коридорах обычно укладывали разноцветные изразцы, в результате чего получались разные геометрические узоры.
Камины
Камин - важная деталь викторианского дома. Он был практически в каждой комнате. Камин состоит из двух основных частей: чугунной колосниковой решетки и каминной доски/полки над камином, обычно изготавливавшейся из мрамора, шифера, дерева и др. У больших открытых каминов были решетки на ножках. А вентиляционные решетки, которые отливались как единое целое, состоящее из колосниковой решетки, задней спинки камина и внутренней рамки, были характерны для основных комнат большинства городских домов. Эти решетки помещались внутрь камина, огонь регулировался при помощи дымовых заслонок, которые контролировали поступление воздуха. Было популярным по бокам колосниковой решетки выкладывать узоры из плитки. Первоначально это было характерно лишь для больших домов. В конце 19-го века началось массовое производство вентиляционных решеток, обложенных плиткой.
В фешенебельных домах вместе с ремонтом комнат менялось и обрамление каминов. В главных комнатах обычно использовали мрамор и шифер, а позднее и чугун. Деревянное обрамление камина чаще встречалось в небольших домах и во второстепенных комнатах особняков. В этих случаях дерево покрывалось лаком или краской в зависимости от качества материала. Декоративная панель над камином с зеркалом в центре и набором колонн и полок стало популярным к концу эпохи. В это же время в домах стали постепенно появляться газовые камины.
Кухонные плиты
В строенную кухонную плиту чаще других видов плит можно было увидеть на викторианской кухне. Она изготавливалась из чугуна и топилась углем. Плиты были двух видов: «открытые» и «закрытые». У последней, как следует из названия, колосниковая решетка закрыта, а не открыта. Закрытая плита стала очень популярной. Кастрюли меньше портились и оставались чище, если пища готовилась на металлической плите, а не на открытом огне. Еще одним преимуществом было то, что огонь мог гореть в плите всю ночь. Производители предлагали большой выбор моделей, но у большинства из них огонь был в центре, с одной стороны был котел для нагрева воды и духовой шкаф - с другой. Чистота и экономия в потреблении топлива были важным достоинством при продаже.
Иногда отдавалось предпочтение отдельно стоящим переносным плитам, так как их можно было устанавливать в стороне от дымоходов, соединенных с ними железными дымовыми трубами. Плиты стояли на ножках, но определение «переносной» обманчиво, потому как они были очень тяжелыми. Однако они не были встроенными, поэтому могли считаться движимым имуществом хозяев.
Газовые плиты начали входить в обиход к концу века, но их обслуживание было дорогим, и требовалось бесперебойное поступление газа. Так как они не давали постоянного тепла, они продавались как идеальные плиты для лета, когда прохлада на кухне очень ценится. Но лишь спустя несколько лет они стали составлять серьезную конкуренцию традиционным кухонным плитам.
Лестницы
В викторианских стандартных блочных домах обычно ставили лестницы в виде собачьей ноги, так как они были недорогими и занимали мало места. Обычно их делали из мягкой древесины, например, из сосны; к тому же в ранне-викторианских домах балясины часто были четырехугольными. С течением времени появились изысканные балясины, изготовленные на станке, и стойки перил на концах лестничных маршей. Было налажено их массовое производство, и, наряду с широкими перилами из красного дерева или дуба, их легко можно было купить через строительных агентов.
Края ступенек часто красили, протравливали, красили под дерево или покрывали лаком, чтобы имитировать дуб. Посередине лестницы стелили ковровую дорожку, которая удерживалась латунными, а иногда деревянными прутами.
Ковер передвигали то вверх, то вниз при каждой весенней чистке, чтобы его износ был равномерным. Лестницы в скромных домах или «черные» лестницы часто накрывались «половой тканью» или линолеумом. На ступеньки приделывались предохранительные оковки из полированной латуни.
В больших домах лестничные клетки были открытого типа. Такие лестницы делали из камня или мрамора с замысловато оформленными чугунными балюстрадами и полированными перилами из красного дерева. К концу 19-го века сформировался большой ассортимент литых балюстрад. Ступени обычно крепились на кронштейнах, а если использовался ковер, то «ушки» прутьев для фиксации ковра крепились прямо к каменной кладке.
Встроенная техника
Энтузиазм к встроенной мебели появился в основном из-за желания избавиться от загроможденных интерьеров, присущих началу эпохи, а так же из-за расширения торговли столярными изделиями, произошедшего в результате механизации труда. Одна крупная компания, занимавшаяся поставками мебели, в своем каталоге в 1880-х годах призывала «обратить особое внимание на встраиваемую мебель»; она была готова «с удовольствием представить расчеты на установку библиотек, будуаров и спален, как из полированной, так и крашеной древесины».
В Викторианскую эпоху развивалось книгопечатание, и встроенные книжные шкафы были впечатляющей особенностью больших домов. Полки располагались между пилястрами или готическими колоннами. Книжные шкафы не доставали до потолка несколько десятков сантиметров. Верх шкафа, декорированный карнизом, выполнял функцию полки, на которой были выставлены бюсты писателей и философов. Фолианты хранились на нижних полках шкафа, а тома поменьше - на верхних.
Прелестной деталью интерьера был «уютный уголок» -близко расположенные места для сидения, - который часто находился рядом с камином или в углу комнаты.
Кухонный шкаф для посуды - это стандартная встроенная мебель Викторианской эпохи. Первоначально полки оставляли открытыми для выставления фарфора, позднее на них навесили стеклянные дверцы. Кухонные лифты или «немые официанты» обслуживали гостиные в тех домах, где кухни находились на цокольном этаже.
Изделия из дерева
В Викторианскую эпоху использование дерева для декорирования экстерьеров распространилось достаточно быстро. Ранее снаружи домов использовали долговечный дуб, но он был дорогой. Теперь можно было использовать менее дорогую мягкую древесину, например, сосну, обработав ее каменноугольной смолой, предохраняющими средствами на масляной основе или креозотом под давлением, что делало изделия более устойчивыми к атмосферным влияниям. Сосна так же легко поддавалась обработке.
Большинство крупных столярных заводов использовали паровое машинное оборудование. Машинная распилка и обстружка делали работу с лесоматериалами проще и дешевле, чем раньше. Производители разработали широкий ассортимент сборных функциональных и декоративных садовых построек, включая теплицы, которые поставлялись по железной дороге со всеми комплектующими для немедленной сборки на месте.
Решетки-шпалеры, популярные в то время, доставлялись сложенными в гармошку. В разложенном виде они представляли собой эффектные экраны. Заборы, сбитые стык в стык и обработанные креозотом, стали альтернативой дорогим кирпичным стенам; частокол был очень популярен. Входные ворота в сад были выкрашены в темно-зеленый или белый цвет. У них была цельная деревянная панель внизу, а верх представлял собой ажурные панели из штакетника различной формы.
Книга О. У. Н. Пьюджина «Декоративные деревянные фронтоны шестнадцатого века» (Ornamental Timber Gables of the Sixteenth Century) (1831) была популярным собранием образцов изысканных лобовых досок из мягкой древесины машинной обработки. Деревянное крыльцо отражает интерес к плотницкому мастерству.
ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА В АМЕРИКЕ 1840-1910
Во второй половине 19-го века архитекторы в Соединенных Штатах Америки начали терять интерес к греко-римскому классицизму и стали создавать свои новые стили, основанные на средневековых и других неклассических формах строительства. Продолжая быть вдохновленными старыми и новыми зарубежными моделями, они проявили и собственную изобретательность. Это стало возможным в результате объединения новых строительных технологий, большого количества публикаций по архитектуре и домоводству, изобилия сырья и финансовых возможностей и желаний американцев строить собственное жилье.
Одним из наиболее важных технологических достижений было принятие на вооружение так называемого «баллонного каркаса» (блочно-стоечного каркаса), при использовании которого каркас дома можно было изготовить из однородной древесины. Все больше и больше коммерческих предприятий стали изготавливать эту продукцию. Конструкция каркаса состояла из недорогих досок, размером пять на десять сантиметров, из которых получались вертикальные стойки и балки перекрытий, соединенных дешевыми гвоздями массового производства.
В конце концов на рубеже столетий «баллонный каркас» полностью вытеснил традиционную конструкцию из тесаной древесины. Это упростило внесение более сложных архитектурных деталей, таких как выступы, эркеры и башни.
Продвинутые технологии были задействованы в массовом производстве готовых окон, дверей, кронштейнов и декоративных точеных изделий, которые часто были сделаны искуснее и иногда стоили дешевле, чем те же предметы, изготовленные вручную. Помимо достаточного количества стройматериалов, был доступ и к широкому разнообразию литературы по строительству: торговым каталогам, книгам с образцами и периодике по архитектуре.
С началом индустриализации впервые в истории Соединенных Штатов стало возможным широкомасштабное строительство больших домов. Население страны двинулось из сельской местности в города, а вновь прибывшим иммигрантам требовалось жилье, поэтому количество многоквартирных домов постоянно увеличивалось.
Сформировалось, по меньшей мере, восемь разных архитектурных стилей, наряду с многочисленными второстепенными стилями и движениями. Все они сейчас рассматриваются под единым заголовком «Викторианская эпоха». Эти стили накладывались один на другой по времени существования, и ни один из них не имел четкой даты своего начала и конца. Анализ американских домов 19-го века усложняется еще и тем, что многие из них построены путем сочетания разных стилей.
Первыми пост классическими стилями, начиная с 1830-х годов, были готическое возрождение и итальянский стиль. Стиль «стик» появился в 1860-х и 70-х годах, а в конце 19-го века появились Американский стиль эпохи королевы Анны, романский стиль Ричардсона, стиль «шингл» (или «гонто-вый» стиль) и стиль воссоздания периода колонизации. В то же время в дизайн американских домов проникали египетские и восточные элементы, строились сельские домики в швейцарском стиле, новый виток популярности получил восьмиугольный план зданий.
Готическое возрождение и итальянский стиль были основаны на прототипах эпохи английского Регентства и появились из возросшего интереса к исторической архитектуре. Ранние дома в стиле готического возрождения отличаются нестандартными живописными объемами и планировками, заостренными крышами и фронтонами, зазубренными парапетами и окнами, состоящими из нескольких стекол, иногда с готическими арками. Для усиления перпендикулярного эффекта стены недорогих домов часто обшивались вертикальными досками. По сравнению с возведением домов из дерева строительство из камня или кирпича всегда было дороже, поэтому не очень распространено.
Дома в итальянском стиле, отчасти вдохновленные фермерскими домами на севере Италии, имели пологие крыши с широкими свесами, поддерживаемые кронштейнами, и узкие вытянутые окна, которые часто обрамлялись архитравами в классическом стиле. В 1850-х годах итальянский стиль занял главенствующее место в строительстве городских домов. Его успех частично объяснялся тем, что он с успехом помещался в квадратные объемы, тогда как готика для достижения желаемого результата требовала несимметричных объемов.
Итальянский стиль продолжал существовать до конца века, хотя в то же время в модных кругах на первый план вышел стиль «второй ампир», узнаваемый по мансардным крышам, заимствованным из проектов Франсуа Мансара, придворного архитектора Луи XIV. Мансардная крыша стала популярной, потому что она создавала связь с модой тогдашней Франции, где она переживала свое возрождение благодаря архитекторам «второго ампира», а также потому, что ее размеры предоставляли возможность иметь еще один этаж - чердачный. Мансардные крыши часто применялись в строительстве домов в итальянском стиле.
Не угасал интерес и к средневековым стилям, что не только способствовало развитию готического возрождения, но и вдохновляло стиль «стик» и стиль эпохи королевы Анны. Дома в стиле «стик» были отражением английского фахверкового строительства. Как и дома в готическом стиле, они внедряли романтические вкусы к асимметричным строениям с их крутыми двускатными крышами и свисающими карнизами. Однако стиль «стик» отличался несущими решетчатыми конструкциями перекрытий (стропильными фермами) и рельефным узором из вертикально и диагонально сбитых досок на стенах.
«Стик», наряду с элементами из готического и итальянского стилей, создал прототипы для американского стиля эпохи королевы Анны. Этот стиль существовал с 1880-х по 1910 год, вобрав в себя идеи британского архитектора Ричарда Нормана Шоу (1831-1912) и его последователей. Однако фахверковые постройки и дома из камня английского стиля эпохи королевы Анны лишь одна составляющая его американского варианта, (стр. 275) Американские архитекторы внесли разнообразие в набор декоративных изделий из дерева, обогатив существующие стили более сложными композициями. Крыши, к примеру, стали еще круче и сложнее по форме по сравнению с готическим стилем или стилем «стик». Относительно простые планировки и объемы домов середины века были осложнены дополнительными выступами, нависающими этажами, фронтонами и башнями. Наружные стены были отделаны деревянными клиновидными дощечками (гонтами), оригинальной кирпичной кладкой и терракотовыми вставками.
В некоторых домах в стиле эпохи королевы Анны и «стик» использовались элементы стиля Истлейка, названного так по имени английского дизайнера и критика Чарльза Локка Истлейка (1833-1906), чей декораторский вкус был заимствован американцами для своих экстерьеров. Элементы стиля Истлейка включают в себя мощные крылечные стойки, балясины и подвески, а также широкое применение точеных колонн во фризах и балюстрадах.
Ричардсоновский романский стиль, названный в честь своего известного представителя X. X. Ричардсона (1838-86), появился во второй половине 1880-х годов и просуществовал до конца века. Этот стиль основан на использовании грубо обтесанного камня для облицовки, создающего асимметричные объемы, а также полукруглых арочных проемов под крыльцо, двери и окна наряду с простыми деталями, заимствованными из романских, сирийских и византийских источников.
Стиль «шингл», существовавший два последних десятилетия 19-го века, сильно контрастирует с богатой детализированностью стиля эпохи королевы Анны и сходен с романским стилем в использовании непрерывных практически неукрашенных поверхностей. Деревянные клиновидные дощечки - гон-ты - обычно укладывались ровными рядами, создавая однородное покрытие стен и крыш. Декоративные детали были простыми, основанными на скромном наборе неоклассических элементов, присутствующих на американских домах времен колонизации и революции за независимость: например, дорические колонны и венецианские (палладианские) окна. В планировке приветствовалась асимметрия.
Исследование ранних американских домов со времен до греческого возрождения привело к постройке зданий, которые сами строители окрестили «колониальными». Первоначально была использована форма домов эпохи королевы Анны с добавлением большого количества неоклассических деталей. Позднее стали строить более точные копии домов 18-го века.
Так как во всех частях страны читали одну литературу по дизайну и использовали те же строительные материалы массового производства, региональные различия стали незначительными. К началу 1890-х годов стало возможным доставлять сборные дома в стиле королевы Анны в любую точку Соединенных Штатов по железной дороге. Но относительно небольшое количество местных различий не означает недостаточный интерес архитекторов. Американские дома Викторианской эпохи эклектичны по составу стилистических элементов и обладают богатой индивидуальной интерпретацией.
Двери
Двери делались по-прежнему: на внешнюю раму набивали тонкие филенки. Это позволяло получать прочные легкие двери, поддающиеся декорированию в различных стилях. Например, двери готического возрождения содержат готические узоры, двери в итальянском стиле были отделаны филенками в стиле эпохи Ренессанса, а двери колониального возрождения отражали неоклассические мотивы. Однако во многих домах были простые двери, а стиль здания передавался либо формой дверного проема, либо портиком или крыльцом. Итальянский дух придавался дверям путем использования арочного проема. Даже дверь в доме рабочего могла содержать готические детали, такие как простой декоративный профиль переплета -галтель - или навес.
Где было возможно, предпочтение отдавалось двойным дверям. Впервые двойные входные двери появились в готических домах, а затем были широко востребованы другими стилями. Часто к ним добавлялась вторая пара дверей, в результате чего получалась передняя/вестибюль. С появлением недорогого стекла большее количество дверей стало застекляться. Фрамуги над внешними и внутренними дверями были также популярны; прозрачное стекло в 1850-х годах, затем цветное стекло, а позднее освинцованное.
Внутренние двери обычно имели простую отделку и гармонировали с цветом дерева внутри комнаты. Иногда простые двери украшались резьбой или краской. Практически в каждом большом доме была пара раздвижных дверей между двойными гостиными или между гостиной и столовой.
Окна
С усовершенствованием технологии производства качественного стекла открылись широкие возможности использовать для застекления цельные листы стекла. Использование оконных горбыльков стало чисто декоративной необходимостью, лишь с несколькими техническими оговорками. Таким образом, когда дизайнеры домов готического возрождения вновь стали использовать окна ромбовидной формы, то для их задумок не было ограничений в размерах стекол. Каталоги изделий из дерева предлагали широкий ассортимент окон. Самыми простыми были окна из цельного листа стекла, самые замысловатые - с роскошными витражами из многоугольных стекол, которые можно было встретить в домах в стиле королевы Анны. Вновь возрос интерес к витражному стеклу. С 1840-х го-
дов в некоторых домах были окна с цветными стеклами, особенно это было характерно для окон вокруг входных дверей. В 1850-х годах появились окна с освинцованным стеклом, которые использовались до 20-го века. Роскошные композиции из освинцованного стекла были популярны на стенах у каминов, в столовых и на лестничных площадках. Панели из гравированного стекла и крашеного стекла, имитирующего освинцованное, так же были в моде.
Во второй половине 19-го века стандартной частью домов стали венецианские наружные ставни, хотя вместо них иногда все еще использовали холщовые навесы и жалюзи. Во многих домах сохранялись плотные внутренние ставни. Оконные экраны из проволочной сетки для защиты от насекомых впервые появились в 1880-х годах.